Город высечен в скалах грузии. Пещерные города в грузии

Грузия, страна камня и гор, солнца и моря, богата историческими и природными памятниками, которые вызывают непреодолимый интерес у каждого, кто хотя бы раз посетил эту прекрасную гостеприимную землю. Сегодня мы хотим посвятить отдельную тему одним из самых запоминающихся и волнующих достопримечательностях в Грузии. Мы поговорим о таинственных пещерных городах, посетив которые вы откроете для себя Грузию заново, узнаете много интересного и захватывающего относительно истории их возникновения, сможете побродить по таинственным, старинным пещерам и в полной мере ощутить завораживающий дух старины! А всем желающим увидеть эти места своими глазами предлагаем наш познавательный .

Пещерные города в Грузии: Вардзия

Пещерно-монастырский комплекс Вардзия, жемчужина грузинской средневековой архитектуры, является одной из выдающихся достопримечательностей Грузии. Этот уникальный пещерный город, высеченный в отвесной стене горы Эрушети на высоте 1 300 метров, расположен в области Аспиндза, в Джавахетии, примерно в 70 км к югу от города . В Средневековье территория Самцхе-Джавахети служила в качестве барьера, разделяющего остальную часть страны от мусульманского мира. Именно поэтому это стратегически важное место было выбрано для постройки города-крепости. Георгий III, правивший с 1 156 -1 184 гг., решил построить город-крепость, который тянется на почти 1 км вдоль берегов Куры.

Георгию III не удалось завершить строительство пещерного комплекса Вардзия. Его строительство завершилось во время правления его дочери царицы всея Грузии Тамар. По легенде, название города происходит от ‘ак вар, дзиа’ или в переводе с грузинского ‘я здесь, дядя «- клич Тамар, когда она теряется в бесчисленных лабиринтах пещер и зовет своего дядю на помощь. Во время правления Тамар важность пещерного города Вардзия значительно возросла и достигла удивительного процветания.

Историки говорят нам о богатстве и роскоши, в которых сохраняла свои пещеры. До землетрясения Вардзия служила главной семинарией юго-западной Грузии. Здесь проживало свыше 2000 монахов в многочисленных кельях, вырубленных в скалах. В общей сложности пещерный город Вардзия имел 3 000 помещений, которые находились на 13 ярусах и служили в качестве келий, жилых пространств, конюшен, сокровищниц, библиотек и даже магазинов и аптек. Специальные помещения - марани — были отведены главному грузинскому напитку. В марани хранилось и старилось вино в специальных кувшинах. Этажи были соединены между собой потайными ходами и отверстиями, сделанными в потолках, с деревянными лестницами, прикрепленными к ним. Из 6 000 пещерных помещений после землетрясений и многочисленных вражеских набегов до наших дней сохранились только 600-700. Так называемая «комната Тамар» находится в западной части комплекса. Согласно легенде, царица Тамар имела 366 комнат в Вардзии, чтобы враги не могли узнать точное место ее спальни. Пещерно-монастырский комплекс Вардзия наиболее известен старинными настенными фресками, миниатюрами, и картинами главной церкви. Образы короля Георгия III и царицы Тамар находятся в Успенском храме, построенном в 1180-ых. Портрет Тамары — один из четырех образов великой королевы столь древнего происхождения.


В наши дни в Вардзии проживают 5 монахов, которые выступают в качестве проводников, но они не говорят по-английски, а просто помогают посетителям не заблудиться в лабиринтах пещер.

Как добраться: Поскольку Вардзия находится далеко от Тбилиси, будьте готовы потратить несколько часов на дорогу. Боржоми и Бакуриани чаще всего используются как отправные точки для Вардзия в связи с близким расположением. находится недалеко от города Ахалцихе (70 км), такси от автобусной станции из Ахалцихе будет стоить около 60 лари (22-23 USD) в две стороны, включая время ожидания. Маршрутка (микроавтобус) будет стоить намного меньше (4 лари/ 1.5 USD), но совершает рейс только 3 раза в день (10.40 ч утра, 13:20 днем, и возвращение в 15.00 часов).

Пещерные города в Грузии: Уплисцихе

Уплисцихе (в переводе с груз. Крепость Господня) — некогда в 10 км к востоку от Гори. Построенный между 6 в. до н.э. и 1 в. н. э., Уплисцихе превратился в один из главных политических и религиозных центров дохристианской Картли, с храмами, языческим богам. После того, как арабы завоевали Тбилиси в 645 г. н.э., Уплисцихе стал резиденцией христианских царей Картли и важным торговым центром на главной караванной дороге из Азии в Европу. Позже Уплисцихе был окончательно разрушен монголами в 1240. Современный Уплисцихе — это территория Внутреннего города в 40 000 м 2 , сохранившаяся от первоначального огромного поселения. Почти все пещеры и находки здесь были обнаружены в ходе раскопок археологами с 1950-ых годов. Большинство раскопанных артефактов — красивые золотые, серебряные и бронзовые ювелирные изделия и великолепные образцы керамики и скульптуры, можно увидеть в Национальном музее в Тбилиси.


На первый взгляд этот древний комплекс выглядит как нечто абстрактное и бесформенное. Поразительно, что Уплисцихе считается самым древним поселением на территории Грузии, восходящее к Железному веку, II тысячелетие до н.э. Сегодня пещерный город Уплисцихе включен в список Мирового Культурного Наследства ЮНЕСКО. Центральная область, которая содержит большую часть скальных структур, соединена с нижней зоной узким туннелем. Большинство скальных структур без каких-либо декоративных элементов, более крупные структуры содержат элементы резьбы по камню. В верхней части комплекса есть христианский каменный базилик, датируемый 10 веком. Скальные пещеры включают в себя большой зал, названный Тамарис Дарбази, языческие места жертвоприношения, жилища, а также функциональные здания, такие как аптека, пекарня, тюрьма, и даже амфитеатр. Пещеры соединены между собой тоннелями, а потайные туннели служили для бегства при нашествии врагов.


Как добраться: Однодневную поездку в Уплисцихе возможно совершить как из Тбилиси, так и из Гори. Есть несколько вариантов транспорта из Тбилиси. Самый легкий способ добраться в Уплисцихе — на маршрутках (микроавтобус). Маршрутка в Гори отходит от станции метро Дидубе в Тбилиси, поездка в один конец занимает около 1,5 часа и стоит около 4 лари (1.5 USD или 1,3 EUR). Из Гори, вы можете взять такси до Уплисцихе, путь в 2 стороны с водителем должен стоить около 25 лари (8.5 EUR или около 9 USD). Самый дешевый вариант — автобус из Гори за 1 лари (0,5 EUR/USD), однако, он не работает регулярно, и вы вынуждены будете пройти около 1 км от деревни до пещерного города. У входа в пещерный комплекс Уплисцихе многочисленные гиды и проводники предлагают свои услуги и англоязычные экскурсии.

Пещерные города в Грузии: Давид Гареджи

Особое место среди многочисленных культурных памятников грузинского феодального времени занимает монастырский комплекс Давид Гареджи, представляющий огромную историческую ценность. Согласно преданию, монастырь Гареджи был основан в 6 веке одним из тринадцати ассирийских отцов, Св. Давидом Гареджи. Давид поселился в естественной пещере в пустыне Гареджи, где основал первый монастырь с целью распространить христианство в Грузии.


Даже сегодня, спустя столько веков, удивляет посетителей своей конструкцией и настенной живописью высокого художественного уровня. Комплекс состоит из 13 монастырей, разбросанных на холмах этой полупустынной зоны, на границе между Грузией и Азербайджаном.

Первое, что бросается в глаза, это многочисленные пещеры, вырубленные в скалистых породах этой пустынной местности. Пещеры служили монахам в качестве часовен, церквей, жилых помещений. Во многих из них сохранились фрески, датируемые 10- 13 вв. Недалеко от Давид Гареджи находится не менее известный и значимый пещерный монастырский комплекс Удабно. Пещерные монастыри в Удабно впечатляют. Они покрыты тысячелетними религиозными настенными росписями и фресками.


Стоимость билета: Вход свободный

Часы работы: Нет фиксированного графика работы, однако рекомендуется посещать в дневное время, так как монастырь находится на границе.

Как добраться: Давид Гареджи находится достаточно близко от столицы Тбилиси - в 60-70 км, однако регулярного транспортного сообщения нет. В монастырь можно добраться несколькими путями: арендовать машину, купить экскурсионный тур, в который включен трансфер, или на такси. Поездка на такси в 2 стороны со временем ожидания водителя будет стоить примерно 90-100 лари (260-270 USD), что довольно дорого.
Самый удобный способ добраться до монастыря Давид Гареджи — на мини-автобусе, который отходит от площади Свободы. Просто зайдите в Туристический информационный киоск, и они помогут вам. Автобус Тбилиси-Гареджи отходит ежедневно в 11 утра, поездка стоит 25 лари на человека (65-70 USD), и занимает чуть более одного часа.

у Туроператора MyGeo и насладитесь прекрасным и незабываемым отдыхом!

До наших дней дошел целый ряд средневековых пещерных монастырей и городов расположенных практически во всех уголках Грузии, где есть горы.
Наиболее известные - Вардзия, Уплисцихе и Давид Гареджа. В которых мы и побывали во время нашего осеннего тура по Грузии.

Вардзия - визитная карточка туристической Грузии. Этот пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков расположен на юге Грузии, в Джавахетии. Высеченный высоко вскалах над Курой.

На протяжении 900 м вдоль левого берега реки в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

В центре монастыря расположен главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм зального типа перекрыт коробовым сводом (на подпружных арках) и украшен пилястрами, на стенах — уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар, 1180-е гг., мастер Георгий). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в эпоху Золотого Века Грузии в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры для вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря.

В 1283 в Самцхе произошло крупное землетрясение, в результате которой от скалы отделился и упал в Куру пласт породы толщиной до 15 метров. До двух третей комплекса было разрушено или сильно повреждено, многие помещения обнажились. Таким образом, Вардзиа утратил оборонное значение. В конце XIII — начале XIV веков, в правление самцхийского князя Беки Джакели, монастырь восстанавливался и достраивался; в частности, снаружи была построена колокольня.

В 1551 монастырь был захвачен и частично разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века захвачен турками. Турецкие воины заживо сожгли больных и обессиленных монахов прямо в помещении главного храма монастыря. Этот акт жестокости и варварства способствовал, однако, сохранению уникальных фресок храма — они были законсервированы под толстым слоем копоти. Впоследствии слой копоти рос благодаря кострам турецких пастухов, укрывавшихся зимой в пещерах монастыря.

В 1828 Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками. Спустя некоторое время православными греками в Вардзиа была возобновлена монастырская жизнь.

В советскую эпоху монашество в Грузии было упразднено; в 1938 комплекс Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1980-е Патриарх-Католикос Грузии Илия II начал борьбу за возрождение монашеской жизни в Вардзиа. В конце 80-х он отслужил в монастыре первую Божественную Литургию. Ныне Вардзиа является действующим монастырём, хотя братия куда менее многочисленна, нежели в прежние века.

УПЛИСЦИХЕ

Уплисцихе — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени.

Согласно археологическим данным, Уплисцихе стал культовым центром в конце II — начале I тысячелетия до н. э. Выбор именно скалы или холма для поселения человека или для создания культового центра естественен, так как скалы и горы издавна являлись символами могущества и вечности с одной стороны, а с другой стороны крутые склоны скал представляют собой естественное укрепление.


Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. На основании этого в научной литературе название «Уплисцихе» связывается с Уплосом. Тем не менее, в большинстве популярных источников закрепилась другая трактовка названия, сделанная на базе современного грузинского языка, в которой «Уплос» связан с нарицательным «владыка»: Уплисцихе (груз. — «крепость владыки».


По мере роста числа почитателей культовых объектов в Уплисцихе его популярность увеличивалась, и к IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. население осваивает всю территорию южного склона горы общей площадью 9,5 гектаров. В последующий период (вероятно в конце I — начале II века н. э.) в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы и укрепления города. Все эти крупные изменения произошли, по мнению археологов, за несколько десятков лет.

В устройстве Уплисцихе этого времени прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод

По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост. Водоснабжение города осуществлялось двумя способами. С одной стороны, естественный родник, находящийся на скалистой гряде, продолжающей северную часть города, соединялся системой каменных труб длиной около 5 километров с центром города. С другой стороны, существовал глубокий колодец, куда поступала вода из реки Куры. Специалисты предполагают, что колодец считался священным, и его вода использовалась не в бытовых, а в сакральных целях.

Архитектура Уплисцихе этого времени изобилует скальными помещениями и потому нетипична не только для Грузии, но и для всего закавказского региона. Строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой, которая также была сооружена в эллинистический период, равно как и некоторые постройки в Пафлагонии.

Сооружение помещений в Уплисцихе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем (по мере приближения к линии стены) происходила тонкая притирка камня к требуемой форме — процесс, напоминающий работу скульптора. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность породы (песчаника). Этот слой был призван предотвратить разрушение конструкций.

Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени. В эллинистический период в Уплисцихе помимо древнейшего культа поклонения божеству Солнца поклонялись другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и других, причём каждое из божеств имело связи с соответствующими культовыми сооружениями. Главенствующее положение занимал, вероятно, храм Солнца, разрушенный первыми христианами после христианизации Грузии в 337 году н. э.. Кроме этого, в Уплисцихе сохранились десятки других культовых сооружений, активно использовавшихся в тот период.

Для поклонения хтоническим божествам использовались крупные ямы диаметром от одного до четырёх метров, причём глубина некоторых из них достигала 12 метров. Ямы использовались для ритуальных жертвоприношений животных богам подземного царства. До проведения детальных раскопок и анализа остатков материала на дне ям их предназначение оставалось невыясненным. В качестве одного из предположений высказывалось мнение, что крупные ямы выполняли функцию тюрьмы. Это предположение оказалось неверным, однако некоторые популярные источники до сих пор указывают на существование «подземных тюрем» в Уплисцихе.

Уплисцихе эллинистического периода существовал за счёт различных пожертвований, дарований и жертвоприношений религиозного характера. Основная площадь города отводилась культовым сооружениям, число жилых помещений было невелико, им не предавалось большого значения. Внутри города осуществлялось виноделие, однако не по практическим соображениям, а по культовым. По-видимому, произведённое здесь вино считалось священным. В эллинистический период Уплисцихе окружали леса, и виноград привозили в город издалека, специально поднимали на юго-западный склон, где была оборудована основная давильня. В северной части города располагалось большое винохранилище («Большой марани»), рассчитанное на 58 крупных карасов. Несколько небольших винохранилищ также примыкали к крупным культовым сооружениям в центральной части города].

В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло противостояние, которое закончилось тем, что жрецы и жители Уплисцихе были подвергнуты гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви. Найден церковный документ раннехристианского времени, призывающих предать смерти язычников Уплисцихе, и, возможно, многие жрецы, а также некоторые жители города были казнены в этот период.

В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке н. э. был перестроен в трёхнефную христианскую базилику площадью около 400 кв. м. Оба эти сооружения разрушились быстрее остальных, и в раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X—XI векам н. э. Трёхнефную базилику жители восстанавливать не стали, и к раннему средневековью она превратилась в хлебопекарню.

В IX веке н. э. в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. Обстоятельства сложились так, что с IX века столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром Картли, предметом борьбы за влияние и престол, стало Уплисцихе. В IX—X вв. Уплисцихе фактически являлся главным городом Картли, его население в этот период достигало 20 тысяч человек. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северозападной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение. (Это поселение просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла)

При обустройстве города эпохи средневековья были использованы сохранившиеся в Уплисцихе культовые сооружения эллинистического периода. Некоторые из них были преобразованы в дворцовые помещения, а большинство стало выполнять хозяйственные функции. Средневековый город (в отличие от культового Уплисцихе предыдущей эпохи) представлял собой типичный город-крепость с множеством жилых и хозяйственных построек. Бывшие языческие храмы, таким образом, превратились в пекарни, кузницы, кладовые и жилые дома. Планировка средневекового города этого времени осуществлялась хаотически, многие проходы были необоснованно перекрыты. Архитектурные сооружения средневекового периода так же, как и первые христианские храмы, оказались менее прочными и долговечными, чем их предшественники. Основной просчёт при их сооружении заключался в том, что песчаник скалы, на которой построен Уплисцихе, не мог выдерживать многоуровневые конструкции, которые пытались строить средневековые мастера. Кроме того, в средневековье уже не использовалась та тщательная абразивная обработка скалы, которая придавала прочность сооружениям эллинистического периода.

Одним из любопытных объектов Уплисцихе является т. н. «Аптека». В ячейках, сложенных из кирпичей, (по центру) археологи обнаружили следы десятков различных лекарственных трав, очевидно использовавшихся в медицинских или косметических целях. Рядом с ячейками в скале выдолблена ванная (справа). Достоверно известно, что «Аптека» функционировала в средневековье, однако возможно, что она существовала в Уплисцихе и в эллинистический период.

После монгольских набегов XIII—XIV веков Уплисцихе перестал быть городом, утратил свою значимость. Монголы разрушили укрепления Уплисцихе на южной окраине, и город уже никогда больше не восстановил своих крепостных стен. Свыше 5000 монахов — жителей Уплисцихе было убито в XIII веке во время похода Хулагу, внука Чингисхана. Более того, монгольские нашествия изменили ландшафт прилегающей местности: леса, окружавшие Уплисцихе были сожжены. С XIV века Уплисцихе использовался скорее как временное поселение — в случае нашествий местные жители окрестных сёл укрывались в его пещерах от опасностей. Вместе с тем, церковь Уплисцули, хотя и с перерывами, продолжала функционировать и действует в наше время. В XVIII веке к ней была пристроена новая колокольня, стены обложены новым слоем кирпича. Её первоначальный интерьер и настенная роспись были уничтожены в XIX веке, в настоящее время стены церкви исписаны автографами солдат и офицеров частей русской армии, расквартированных в окрестностях Уплисцихе в 1848—1849 гг.


ДАВИД ГАРЕДЖА

Давидо-Гареджийский монастырский, комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы.

Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё.

В XI в. монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII в. был разграблен монголами, в конце XIV — начале XV вв. — разорен Тамерланом, в 1615 г. — вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Давид Гареджа, комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Древнейшие монастыри Д. Г. — лавра Давида, монастырь Додо и Натлис-Мцемели — основаны в 1-й половине 6 в., в 10—13 вв. образовались другие монастыри.


Во многих церквах и трапезных фрески 8—14 вв. с портретами исторических лиц. Монастырский комплекс Давид-Гареджа по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи.

Этот пещерный комплекс находится в Гаре Кахети; он простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Как выдающийся образен, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. По дошедшим до нас литературным источникам, историческое начало комплекса относится к первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов, по имени Давид, поселился в естественной пещере Гареджа и вскоре основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали еще два монастыря — Додос Рка и Натлисмцемели. С именем, видного деятеля IX века Иллариона Картвели связаны сооруженные южнее Лавры на склоне кельи, церковь и трапезная. Он же расширил и перестроил сооруженную Давидом церковь, которою затем благоустраивает сын Давида Строителя Дмитрий

Архитектурная форма этой церкви, названной Преображенской, стала канонической для строительства комплекса в последующие времена. В XI веке нашествие турок-сельджуков задержало развитие монастыря, хотя жизнь в нем. и не прекращалась. Наибольшего расцвета Давидгареджа достигает в XI-XIII веках. В это время появляются новые монастыри - Удабно, Бертубани и Чичхитури. Расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. Священной реликвией становится единственный в этой местности источник "слезы Давида. у которого утоляли жажду первые монахи-пустынники. К этому же периоду, который совпадает с объединением Грузии и подчинением монастыря Гареджа царскому двору, относится роспись церквей и трапезных. В монастыре Удабно возникает гареджийская школа живописи, которая достигает творческой зрелости в росписях Бертубани. Фрески монастырей Давид-Гареджа в своем историческом развитии связаны с монументальной живописью средневековой Грузии, и в то же время их характеризует своеобразие, выражающееся в новом решении религиозных сюжетов, в особенности графики, в повышенной экспрессии и совершенно оригинальном колорите. Гареджийская школа живописи представляет собой одно из наиболее выдающихся явлений в культурной жизни средневековой Грузии. Значение росписей Давидгареджа заключается еще и в том, что некоторые из них представляют собой портреты исторических лиц - Давида IV Строителя в Натлисмцемели, царицы Тамары и Георгия Лаша в Бертубани, Димитрия Саможертвователя и ряда ктиторов в Удабно. В XII веке, когда во главе монастырей становится Онуфрий Гареджели, Давид-Гареджа превращается в культурно-просветительный центр всей Восточной Грузии. В XIII веке, во время монгольских нашествий, монастыри были разгроблены и разрушены. Огню были преданы рукописи, образцы искусства. Замерла жизнь в Бертубани, в развалины были превращены монастыри Лавра Давида, Натлисмцемели, Додос Рка. Лишь через несколько веков, при непосредственной поддержке народа Картли и Кахети, начинается возрождение монастырей, хотя феодальная раздробленность Грузии этого периода не дает им возможности достигнуть былой силы и славы. На грани XIV-XV веков Тамерлан (Темурленг - Б.С.) подверг Грузию огню и мечу.

Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давидгареджа. Еше более экономически ослабленные, они теряют свое культурное значение. В это время прекращает свое существование гареджийская школа живописи. В 1615 году полчища Шах-Аббаса за одну ночь истребили всех монахов и разграбили монастыри. С конца XVII века царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давидгареджийский коллплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджа был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные. В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давидгареджа постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели, и лишь в Натлисмцемели осталось несколько монахов. На протяжении своего многовекового существования монастырский комплекс Давид-Гареджа много раз претерпевал погромы и разорения, но выдержал испытание веков, сыграв существенную роль в духовном развитии страны.

Паломничество в Гареджи одно время приравнивалось к паломничеству в Иерусалим.
Эти и другие пещерные монастыри можно увидить с нами в нашем осеннем туре по Грузии , в следующем году.

Это один из первых городов на территории Грузии. За более чем три тысячи лет здесь, в огромной скале из песчаника, было выдолблено более 700 пещер, из которых до настоящего времени сохранилось около 150.

1. Уплисцихе расположен в 12 км от Гори ниже по течению Куры. На пути к нему перекинут современный вантовый мост.

2. Над дорогой нависают скалы из песчаника.

3. Город возник в конце II - начале I тысячелетия до н.э., пережил несколько подъёмов и спадов, и был окончательно покинут только в XIX веке.

4. После освоения человеком плодородных земель нынешней Грузии в эпоху бронзы, языческий культовый центр местности первоначально находился на холме Катланисхеви, расположенном в трёх километрах западнее Уплисцихе. После сильного пожара на Катланисхеви, в самом начале железного века, культовый центр переместился сюда.

5. В Уплисцихе поклонялись женскому солнечному божеству, символом которого позднее стало колесо.

6. Так выглядит сейчас главная улица Уплисцихе, который в IV веке до н.э. стал городом.

7. А это - Священная дорога, проходящая к городу с юго-востока. Справа от неё высится городская стена, представляющая собой отвесный обрыв.

8. Резервуар для стока воды.

9. В конце I - начале II века н.э. в скалах были высечены несколько сотен различных сооружений, включая храмы, общественные здания и жилые дома. Стены некоторых из них до сих пор покрыты копотью от очагов.

10. Рост Уплисцихе связан с формирования Иберии - Восточно-грузинского царства, столицей которого была Мцхета. Уплисцихе являлся храмовым городом, главным культовым центром Иберии.

11. Вот остатки древнейших жертвенников на юго-западном краю города. Археологи обнаружили здесь многослойные следы жертвоприношений животных.

12. Внизу кадра видны остатки древнего храма, который позже был перестроен в трёхнефную христианскую базилику. В центре сохранилась жертвенная яма для поклонения хтоническим божествам, перекрытая современной решёткой.

13. Ямы имели диаметр от одного до четырёх метров, глубина некоторых из них достигала 12 метров. Вот одна из таких ям, загаженная современными туристами.

14. Сейчас почти единственные постоянные жители города - многочисленные ящерицы.

15.

16. Эта рептилия в процессе линьки.

17. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок, колонн и других архитектурных элементов. В этом смысле Уплисцихе схож с набатейской Петрой.

18. Знаменитое место города - храм «с кессонами».

19. В устройстве Уплисцихе прослеживаются типичные черты города эллинистического периода: заградительный ров и стены, защищающие город на тех участках, где нет естественных препятствий; проложенные дороги; тоннель, спускающийся к реке; система водоснабжения и отвода сточных вод.

20. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплисцихе с севера.

21. Сооружение помещений в городе происходило в два этапа: сначала происходило грубое выдалбливание скальной породы, затем - тонкая притирка камня к требуемой форме. При притирке использовались вода и абразивный камень, причём этот процесс не только придавал скальной породе требуемую форму, но и наносил надежный защитный слой на поверхность песчаника.

22. Лестницы в городе заслуживают отдельного разговора. Это могли быть выдолбленные крошечные ниши.

23. Вот более «продвинутый» вариант.

24. Были вот такие, извивающиеся, с узкими неудобными ступеньками.

25. Но были и полноценные, широкие и удобные лестницы.

26. Религия в Уплисцихе являла собой типичный набор политеистических верований своего времени: поклонение божеству Солнца, другим небесным светилам и всему пантеону грузинских языческих богов, включая богов земли, подземелья, воды и др.

27. Храм Маквлиани — самый крупный (площадью 300 м²) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены в христианские церкви.

29.

30.

31. Стены «Красивого храма» покрыты многочисленными нишами и отверстиями.

32. Кессоны на потолке одного из храмов.

33. Томаз Саникидзе, один из ведущих археологов городища, так описал ход религиозного праздника в эллинистическом Уплисцихе на основании результатов раскопок:
„Жрецы на почётном месте устанавливали статуэтку богини, начинали звонить в колокольчики и греметь погремушками, крутить колёса, шипы которых, задевая клепало, издавали устрашающий грохот. Выпекали священные хлебцы с оттисками глиняных печатей, резали жертвенных животных и, окропив мясо святой водой, варили на священном огне. Священным вином из большого погреба совершали возлияния в честь божества, пели гимны, вознося хвалу владыке и благодаря господа за дарованные им жизнь и благополучие, с наступлением же сумерек в каком-нибудь из храмов представляли мистерию.”

34. Вырезанное лицо на одной из стен.

35. «Зал царицы Тамары» построен в эллинистическую эпоху, в средневековье переделан в царскую резиденцию.

36.

37. В 337 году, после провозглашения христианства государственной религией в Грузии, между языческим Уплисцихе и первыми христианами возникло острое противостояние.

38. Жрецы и жители Уплисцихе подверглись гонениям, часть помещений города были разрушены и сожжены, на месте двух главных языческих храмов возникли христианские церкви.

39. В церковь был перестроен храм солнца, находящийся на самой верхней части города. Ещё один, самый большой по площади языческий храм, выходивший на «Центральную площадь», в VI веке был перестроен в христианскую базилику площадью около 400 м².

40. Но ещё на протяжении долгого времени в Уплисцихе продолжалось тайное поклонение языческим божествам. Археологи обнаружили закрытые помещения, где и после введения христианства продолжали осуществляться небольшие культовые обряды, приношение в жертву животных.

41. В целом же, с введением христианства само значение Уплисцихе закономерно резко упало, поток пожертвований прекратился, число паломников резко снизилось. Город по своему значению уменьшился до обычной крепости.

42. В раннем средневековье на главном месте Уплисцихе была построена полностью новая церковь, которую называют «церковью Уплисцули» (церковь Принца). Это сооружение относится к X-XI векам.

43. За храмом в скале выдолблены продолговатые ниши. Возможно, это следы христианских погребений.

44. В IX веке в жизни Уплисцихе произошла резкая перемена, и он вновь стал играть большую роль в жизни Грузии. В это время столица Грузии, Тбилиси, находилась в руках арабов, и главным центром царства, предметом борьбы за влияние и престол, стал Уплисцихе.

45. В IX-X веках Уплисцихе фактически являлся главным городом царства Картли, его население в этот период достигало 20 тыс. человек.

46. В этот период река Кура, которая в древнейший период истории города омывала скалу с северо-запада, уже изменила русло, и с северо-западной стороны образовался большой участок плодородной земли, где также возникло поселение.

47. Сейчас туристы осматривают руины средневековых построек с высоких скал на западе пещерного города.

48. В XIII-XIV веках Уплисцихе был разрушен серией монгольских походов и после этого перестал играть какую-либо значительную роль в государственной жизни.

49. Поселение на берегу Куры просуществовало до 1968 года, когда по настоянию археологов местные власти переселили жителей в окрестные сёла.

50. Рядом сохранилось старое заброшенное кладбище.

51. Некоторые путешественники XIX века отмечали наличие в Уплисцихе людей, которых называли троглодитами, вероятно, в связи с нехитрым образом жизни и в связи с тем, что они буквально жили в уже занесенных землёй пещерах. В 1920 году многие постройки Уплисцихе пострадали из-за сильного землетрясения. С этого периода в городище уже никто не селился.

52. Сейчас только коровы пасутся на берегу Куры, где когда-то кипела жизнь средневекового города.

53. В конце пройдём по тайному тоннелю, ведущему из города на берег реки.

54. Выход из тоннеля спрятан в том месте, где скала наиболее близко подходит к берегу.

55. Мимо Кура несёт свои мутные воды.

56. При городище работает небольшой археологический музей, где можно не только познакомься с артефактами из раскопок, но и посмотреть короткий документальный фильм на английском языке.

Вы прилетели в столицу Грузии и думаете, куда съездить из Тбилиси на один день? Гори и Уплисцихе — отличный вариант. По пути можно заехать в .

Получится насыщенная программа на целый день. Увидите монастыри, реки, храмы, музей Сталина, пещерный город Уплисцихе. Еще и по невысоким горам успеете погулять.

Второй вариант: осмотреть Гори и окрестности, если едете на машине из в или Батуми.

Описание

Гори и Уплисцихе — популярные достопримечательности Грузии. В Гори родился Сталин, здесь находится музей вождя.

Уплисцихе — древний пещерный город в 15 км от Гори. В большой скале созданы как природные, так и рукотворные пещеры, где уже 3 000 лет назад жили люди.

Сколько времени нужно?

На осмотр Уплисцихе — 1-2 часа
На музей Сталина — минимум 1 час

На дорогу туда-обратно из Тбилиси от 3 часов на машине, на маршрутке дольше.

Итого на посещение Гори и Уплисцихе планируйте минимум 5-6 часов . Если в этот же день смотреть Мцхету, то 7-9 часов .

Гори и Уплисцихе на карте

Экскурсия в Уплисцихе и Гори

Уплисцихе — это то место, которое лучше посещать с гидом. Как минимум взять аудиогид, чтобы понимать, где находишься.

Мы были без гида. Знаний явно не хватало. А так просто ползаешь по камням, в пещеры заходишь. Тоже интересно, но именно здесь хотелось больше исторической информации.

3. На авто

Ехать из Тбилиси по трассе отличного качества 1 ч 30 минут в одну сторону. Можно на любой машине в любое время года.

Мы в этот раз посмотрели Гори и Уплисцихе, а ночевать приехали не обратно в Тбилиси, а в Мцхету. Очень понравился именно такой маршрут. В Мцхете после обеда почти никого нет, остаются только редкие туристы. Зелено, тихо, спокойно, кормят вкусно.

В 7 утра встали и поехали по пустой в Казбеги.

Уплисцихе

Цена и режим работы Уплисцихе

Координаты: 41.967365, 44.207280

С 1 апреля по 31 октября: 10.00-19.00
С 1 ноября по 31 марта: 10.00-18.00

Без выходных

Цена: взрослые - 7 лари (3$ / 175 р)
Дети старше 6 лет и студенты - 1 лари (0.4$ / 26 р)
Дети до 6 лет (нужно предъявить документ) — бесплатно

Гид на месте — 25 лари (10$)
Аудиогид — 10 лари (4$ / 260 р)

Чем примечателен?

▫ Уплисцихе (в переводе «Божья крепость») — дрейний пещерный город (3 тысячи лет)

▫ Был храмовым городом и культовым центром Иберии (Восточно-грузинского царства). Люди поклонялись Солнцу, пили вино и приносили в жертву животных, пока христиане не нагрянули

▫ После принятия Грузией христианства, языческие храмы разрушили. На их месте построили церкви. Жрецов изгнали (казнили?). Винохранилище со священным вином уничтожили.

▫ Город располагался на торговом пути между Каспийским и Черным морями, жители вели активную торговлю. Вот и ответ на вопрос, откуда у грузин это умение заболтать, продать что угодно кому угодно, чтобы покупатель еще и с улыбкой ушел. Гены!

В Википедии подробно описана история, можно почитать перед поездкой.

Что есть сейчас?

▫ Визит-центр, музей и кафе у входа в комплекс

▫ Схема пещерного города висит на стенде, можно сфоткать ее и смотреть, что где находится

▫ Сохранились 150 пещер, раньше их было 700

Уплисцихе или Вардзия?


Пещерный город Вардзиа на юге Грузии

Уплисцихе часто сравнивают с Вардзией (тоже пещерный город на юге Грузии). Да, Вардзия больше и масштабнее. НО! Далеко. Ехать в Вардзию из Тбилиси 270 км — минимум 5-6 часов в одну сторону.

Я ездила в Уплисцихе через пару недель после посещения Вардзии. Особых надежд не питала. Оказалось, что зря. Уплисцихе — отличная альтернатива. Здесь тоже красиво и по-своему интересно.

Да, место попсовое и крайне популярное, но сей факт не умаляет его достоинств. Если не любите толпы, можно просто уйти повыше. Мы за церковь поднялись и вообще одни остались. Люди по нижним ярусам ходят, дальше не идут.

Считается, что Уплисцихе и Вардзия даже рядом не стоят, но я решительно не согласна. Да, Уплисцихе меньше. Да, здесь не такие высокие горы. Но мне даже после Вардзии было в Уплисцихе интересно. Просто по-другому.

Уплисцихе — это удобно. Приехал из Тбилиси на пару часов, поползал по пещерам, музей Сталина в Гори глянул — уже что-то видел, а времени на дорогу потратил не так много.

Чем ехать далеко на юг в Вардзию или в тот же по раздолбанной дороге, лучше уж посмотреть Уплисцихе, если у вас на Грузию всего неделя.


Сверху никого нет
Здесь до 70-х гг жили люди, потом их расселили
Пейзажи шикарные

Музей Сталина в Гори

Координаты: 41.987264, 44.113624

Режим работы: 10.00-18.00
Ежедневно, кроме праздников

Взрослые — 10 лари (4$ / 260 р) за музей плюс 5 лари (2$ / 50 р) за вход в вагон

Дети — 1 лари (0.4$ / 26 р) за музей и вагон
Студенты — 10 лари (4$ / 260 р) за музей и вагон

В музее Сталина несколько залов. Собраны документы, письма, фотографии.

Идти не хотела. Самый посещаемый музей страны. Самый распиаренный. Много отрицательных отзывов.

Рада, что в итоге попали туда. Музей Сталина — место явно не для всех. Для блогеров и маркетологов — must see.

Чему учит музей Сталина

▪ Сталин тоже работал удаленно в доме с террасой на природе (тайная типография).

▪ Со временем сформировал вокруг себя сообщество лучших умов столетия.

▪ С Лениным познакомился по переписке . Знаете, как? Написал письмо своему другу, в котором хвалил Владимира Ильича. Друг передал письмецо Ленину. Тот ответил (все любят, когда признают их заслуги). Как связаться с влиятельным человеком? Через чуть менее влиятельных друзей! Нетворкинг в действии.

▪ После личного знакомства с Лениным, Сталин трудился у вождя пролетариата внештатным копирайтером. Путешествовал исключительно по делам (правда, не всегда по своей воле). Знакомился с единомышленниками .

▪ Принципы, которые применялись в то время, действуют в нашей сфере и сейчас. Сначала пишешь кому-то, хвалишь его, оказываешь услугу. Ничего не просишь для себя, завоевываешь доверие. Потом тебя продвигают твои друзья . Если проанализировать, можно увидеть, что все успешные инстаграмы и youtube каналы развиваются по «Методу Сталина».

▪ Поражает масштаб, которого можно достичь с помощью грамотного нетворкинга и силы слова .

▪ Пока ты один, ты слаб. Не выпячивать эго. Быть кротким, дружить с сильными, помогать им чем можешь.

▪ Рассматривать потенциал и таланты в других людях. Знакомиться на начальном этапе, а не тогда, когда они уже поднялись на вершину и стали недосягаемы. А потом, когда и ты окажешься наверху со всеми или выше всех, можно диктовать свои условия.

Присмотритесь к портретам друзей Сталина. Сплошные хипстеры. Я недавно ходила на собрание айтишников, так там точно так же люди выглядели.

А еще у Сталина был свой бронированный салон-вагон. Специальный. С кроватью, кабинетом, туалетом, ванной. Кажется, мне тоже нужен такой, чтобы в стремных гэстах не ночевать.

За вход в вагон нужно платить 5 лари (2$), но нас пустили по музейному билету за 10 лари без доплат.


Санузел в вагоне

Перед главным музеем - дом, где родился и провел первые четыре года жизни Сталин.

В отзывах о музее люди жалуются, что там экспозиция скучная, экскурсия неинтересная, взгляд однобокий, и что человек он был так себе.

Относиться к отцу всех народов можно по-разному, но научиться у него можно многому. Есть цель — есть дорога к ней.

Мы не брали экскурсию, ходили сами. В одном из залов экскурсовод подошла и бесплатно рассказывала о предметах интерьера. Кто и что подарил вождю, на каком кресле он сидел.

Для меня вещи — это просто вещи. Я и к своим отношусь без привязанности, а на чужие тем более смотреть неинтересно.

Да, там висит шинель. Воссоздан кабинет, привезенный из Кремля. Сигары, трубка. Подарки правителей других стран. Но ценность этого музея в словах и письмах, лежащих под стеклом. В них видна стратегия.

Достопримечательности Гори


Центр Гори

Город Гори относительно крупный (50 000 человек). Из объектов, достойных внимания, здесь имеется симпатичный центр, храмы, рынок, дом Юстиции.

1 час можно запланировать на прогулку по Гори и подъем на холм к крепости Горисцихе . Еще 1 час — на музей.

Я планировала ночевать в Гори, но в итоге выбрала Мцхету. Верное решение. Древняя столица Грузии для спокойного ночлега подошла идеально.


Крепость Горисцихе

Вдохновляющих вам музеев!

Мила Деменкова

Уплисцихе (Грузия) - это уникальный памятник культуры и истории одного из самых гостеприимных и радушных народов мира, выросшего среди величественных гор, украшенный разнообразными цветами равнин, широких рек и многочисленными озерами.

В Грузию на протяжении не одного десятилетия приезжают туристы, чтобы познакомиться с горными народами Кавказа, отведать великолепную кухню, посетить старинные памятники и множество христианских храмов, открыть для себя пещерные города и густые леса, цветущие сады и огромные по своей площади виноградники, прокатиться на сноуборде, погулять по уютным улицам и насладиться вином, которое кружит голову и заставляет возвращаться сюда снова и снова.

Вконтакте

Пещерный город в Грузии Уплисцихе

Грузия может похвастать многими красивыми городами, среди которых наиболее популярны среди туристов Тбилиси, Гори, Поти и Зугдиди, но Уплисцихе это особенное, завораживающее и величественное место.

Старинный город расположился прямо в скалах горного хребта Кварнаки, имеющего вулканическое происхождение. Он является свидетельством титанического труда человеческих рук, что трудились на протяжении долгих лет. Документы свидетельствуют, что уже в I веке до н. э. здесь кипела жизнь, строились простые жилища и шикарные залы, проходили праздники и устраивались соревнования, происходило становление грузинской культуры.

В X-XI веках его развитие достигло своего пика и после пошло на спад, а окончательно город был покинут в XIX веке, после чего началось активное изучение археологического объекта. Современные ученые продолжают изучать историю Уплисцихе, поражаюсь тому, как один культурный слой накладывался на другой, что несет в себе массу уникальной информации.

Режим работы достопримечательности: с апреля по октябрь с 10.00 до 19.00, а вот с ноября по март Уплисцихе работает до 18.00. Цена билета на экскурсию по Уплисцихе варьируется от 1 лари (дети старше 6 лет) до 5 лари (взрослые). Маленьким детям билет не требуется, но необходимо предоставить документы.

Гори Грузия

Дорога к старинному храмовому городу лежит через Гори, что расположен в Картлийской долине и считается столицей древней провинции под названием Шида-Картли. Как свидетельство древнего происхождения и множества исторических событий, осталась крепость Гори, которая возвышается над современным городом и привлекает взгляды изумленных туристов.

Она представляет собой укрепленную цитадель, сведения о которой появились только в XIII веке, а история создания и вовсе покрыта множеством тайн и загадок. Ее не раз перестраивали и обновляли, так что история развития вызывает массу вопросов у специалистов.

Рядом с крепостью расположен красивый собор Богородицы, огибая который по часовой стрелке, можно выйти к Южным воротам, что представляют каменную башню и живописную арку в персидском стиле. Плата за вход не взимается, а работает объект круглосуточно, лишь один полицейский следит за порядком. Наверху находится смотровая площадка со специальным биноклем, откуда открывается великолепный вид на город и окрестности.

В 1937 году в Гори появился музей, посвященный детству и взрослению знаменитого политического деятеля. Исторический музей расположен практически в центре города и разделен на три отдела. В нем содержатся личные вещи Иосифа Виссарионовича, различные подарки, мебель, предметы искусства, письма, открытки, фотографии и даже личный салон-вагон, который использовался во время поездок на Ялтинскую и Тегеранскую конференции.

К тому же в музее находится одна из посмертных масок «вождя народов», вызывающая интерес у самых смелых туристов. Находится музей на улице Сталина, 32, а стоимость входного билета составляет около 10-15 лари. Время открытия 10.00, закрытия 17.00 ежедневно.

Где находится Уплисцихе и Гори на карте Грузии

Если мы взглянем на карту Грузии, то увидим, что Уплисцихе и Гори расположены не так далеко от столицы. Расстояние от Уплисцихе до Тбилиси составляет всего 80-90 км. Наиболее популярным средством передвижения является обычная маршрутка, которая отправляется в Гори со станции Дидубе. Проезд будет стоить около четырех лари, а во время поездки можно насладиться видами окрестностей Тбилиси. Маршрутки начинают ходить в восемь утра и продолжают курсировать практически весь день.

Уплисцихе находится несколько дальше, но с автовокзала Гори идет маршрутка до села Квахврели, откуда пешком придется идти минут 20 до места назначения. Удобнее воспользоваться такси, что составит примерно 10-12 долларов, поскольку пещерный город расположен на возвышенности и после длительного пути подниматься туда будет сложно.

Стоит отметить: довольно часто туристы, чтобы не совершать лишних пересадок, прямо в Тбилиси арендуют такси, которое обходится в 30-40 лари. Это цена в обе стороны с учетом последующего ожидания. Время в пути составит час-полтора.

Уплисцихе - известные достопримечательности

Пещерный старинный город со множеством комнат и залов не единственная достопримечательность в округе, поскольку рядом находится живописная церковь Уплисцули. Ее строительство началось еще в далеком X веке, когда эту местность заселили абхазы.

Именно здесь происходила коронация знаменитой царицы Тамары. Простая по форме и структуре базилика с двумя нефами действует и в современное время, предоставляя туристам отличную возможность полюбоваться храмом не только снаружи, но и внутри.

Сам город делится на несколько наиболее важных сооружений, а основным является «зал Тамары», который имеет одну основную и две боковых комнаты. Свое название он получил оправданно лишь отчасти. Историки предполагают, что здесь могло проходить празднество в честь королевской персоны после венчания на трон.

Зал украшен резными колоннами, сохранил остатки винных кувшинов и некоторой посуды. При этом колонны выполнены таким образом, словно это вовсе не камень, а настоящие деревянные балки. Попасть в зал можно несколькими путями, но наиболее интересно проследовать по лестнице, которая больше напоминает природный туннель.

Недалеко от «зала Тамары» расположен крупнейшим языческий храм эллинистического периода Мавклиани, представляющий большую ценность, потому что остальные храмы были перестроены христианами в церкви.

На территории исторического объекта языческие храмы соседствуют с христианскими церквями, в частности церковью Принца, которая воздвигнута в XX веке и представляет собой классический вариант храмового сооружения того времени.

После экскурсии не лишним будет полюбоваться рекой под названием Кура, которая раскинулась на многие километры, ведь на ее берегу находятся остатки древних поселений. К ее берегам ведет специальный старинный туннель.

Красивые фото Уплисцихе (Грузия)

Достопримечательности Грузии позволяют окунуться в мир, где люди создавали величественные здания собственными руками. Они хранят в себе историю множества поколений горного народа, который воспевает красоту своей страны и приглашает полюбоваться великолепными пейзажами, а также посетить исторические памятники, сохранившие частичку души удивительного и радушного Кавказа.

Теперь вы поняли, как добраться до Уплисцихе из Тбилиси, узнали некоторые сведения из истории города, познакомились с основными достопримечательностями, которые хотят увидеть все туристы.