Остров рюген типичный серый камень. Рюген – крупнейший остров Германии

Славянское племя руян поселилось на острове Ругия примерно в 6-м веке. Удачное географическое положение и другая, самобытная вера вызывало у соседей, особенно у датчан, ненависть. Рассказывает Павел Жуков.

Как и подобает островным жителям, руяне обладали мощным как торговым, так и военным флотом. Их корабли неоднократно наведывались в Скандинавские и Прибалтийские страны с целью грабежа. Более того, даже некоторые территории, входившие в состав Дании, платили руянам дань. И в XII веке между датчанами и жителями острова началась война.

Аркона — столица и культурный центр

Главным городом руян была Аркона, которая являлась не просто столицей, а настоящим культурным и духовным центром всего острова. Особое место в городе занимал храм бога Святовита, который описал датский историк и путешественник Саксон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». Капище было внушительных размеров — более трехсот метров.

Первые славяне поселились на острове Ругия в VI веке


При храме в момент наивысшего расцвета островного славянского государства находились три сотни отборных солдат, считавшихся чуть ли не личной дружиной самого четырехликого Святовита.

А вот так Грамматик в своем труде «Деяния данов», созданном в XIV веке, описал храм главного божества руян: «Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок».

Святовит — верховное божество руян

Примерно в XI веке руяне достигли пика своего могущества. Они были полноправными хозяевами Балтийского моря, которое соседние народы называли не иначе как Морем Ругов.

Войны за выживание

В начале XII века расстановка сил в Балтийском регионе начинает меняться. Руяне, несмотря на сильный флот и мощную армию, оказываются в невыгодном положении. Дело в том, что жители острова очутились в окружении христиан, которым очень хотелось распространить свою веру как можно дальше. А главным врагом руян стала Дания.

В 1136 году между двумя государствами произошел первый конфликт. Закончился он для руян трагично — король Дании Эрик II захватил Аркону. Но разрушать город не стал. Более того, он вернул захваченные земли, но с одним условием — руяне должны были отказаться от веры предков и принять христианство. Островные славяне согласились, но новую религию так и не приняли.

Это спровоцировало дальнейшие войны. За семь лет (с 1159 года по 1166-й) то датчане, то саксонцы нападали на остров. Руяне сопротивлялись отчаянно, но справиться с гораздо более сильным противником у них не получилось. Датский король Вальдемар I сумел одолеть последнего руянского князя Яромира.

В 1168 году Аркону полностью разрушили, а статую бога Святовита сожгли. Князь Яромир избежал смертной казни. Он признал себя вассалом Вальдемара I, а свой остров — частью епископства Роскилле. Но датчанам этого, конечно, было мало. Они хотели, чтобы славянское племя стало христианским. И Яромир согласился. Руян насильно крестили, а тех, кто отказывался предавать веру предков, убивали.

Датчане хотели обратить язычников-руян в христианство

Интересно и то, что по условиям мирного договора та земля, где раньше находился храм Святовита, теперь переходила в непосредственное подчинение церкви. «Довеском» шла обязательная помощь руян Дании в случаи войны и ежегодная дань.

В 1185 году датчане начали возведение церкви на полуострове Виттов в Альтенкирхине. А в качестве строительного материала они использовали руины Арконы. Поэтому там до сих пор жив «камень Свантевита». Его даже описал в «Саксонской хронике» за XVI век Давид Хитреус: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого-либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом».

Сохранилось упоминание и в «Истории Каменной епархии» от XVII века: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом».

Последние из славян

В 1234 году жителям Руяна удалось скинуть датское владычество. Они даже расширили территорию своего государства и основали город Штральзунд. Но это, конечно, были уже не те руяне, что хозяйничали в Балтике два столетия назад. Они стали христианами, свои исконные традиции, по большей части, заменили на датские или немецкие. Даже родной язык и то стал забываться.

В 1168 году Аркона была полностью разрушена

К концу XIII века славяне-руяне уже практически полностью потеряли свою культуру и самобытность. Процесс онемечивания шел стремительно и неумолимо.

А в 1325 году умер последний руянский князь Вислав III. На нем славянская ветвь правителей острова оборвалась. А в 1404 году поочередно ушли из жизни последние мужчина и женщина, которые еще помнили язык своих предков. С их смертью прекратил свое существование и славянский руянский диалект. Остров Руян уже безоговорочно стал Рюгеном, а его жители — носителями только немецкой культуры и языка.

Славяне не смогли справиться с онемечиванием

На сегодня почти все эти земли относятся к Германии, к ее федеральной земле Макленбург-Передняя Померания. А о том, что там когда-то жило гордое и грозное славянское племя, напоминают лишь руины их главного города — Арконы. Да и то, территория городища из-за частых оползней, становится все меньше. Так что, недалек тот день, когда и последний след руян исчезнет.

Рюген (Rügen) – крупнейший и самый густонаселенный в Германии остров, расположенный в Балтийском море на территории федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern). Здесь туристы обнаружат многие километры покрытых белоснежным песком пляжей, всемирно известные архитектурные памятники, большое разнообразие ландшафтов и множество возможностей насладиться живописной дикой природой.

Хотя Рюген пользуется высокой популярностью среди туристов, на острове существует огромное количество мест, где можно уединиться и насладиться тишиной. На осмотр Рюгена можно потратить один день или задержаться тут на более длительный срок.

Вид на остров Рюген, Германия (Фото © pxhere.com / Лицензия CC0 Public Domain)

Что посмотреть: топ-7 достопримечательностей Рюгена


Чем заняться на острове Рюген: топ-7 интересных дел и занятий

  1. Насладиться тишиной и одиночеством, в одном из множества заливов Рюгена.
  2. Посетить один из древних курганов острова.
  3. Сфотографироваться на фоне меловых скал полуострова Ясмунд.
  4. Совершить пешую или велосипедную прогулку по одной из многочисленных тропинок Рюгена, которые просто созданы для увлекательных путешествий.
  5. Отдохнуть в сказочно красивой лагуне.
  6. Прогуляться по 4-километровой набережной курорта Бинц, полюбоваться элегантными виллами и белоснежными пляжами.
  7. Проехаться на «псевдопоезде» Jagdschlossexpress от Бинца до дворца Границ. Цена билета для взрослых – 8 евро, для детей – 4 евро.

Где и что поесть и выпить на Рюгене

  1. Ресторан Fischraeucherei Kuse (Binz, Strandpromenade 3), который покорит своих гостей великолепными блюдами, приготовленными из местной рыбы и морепродуктов. Стоимость блюд – от 2 евро.
  2. Ресторан Strandhalle (Binz, Strandpromenade, 5), который предлагает посетителям экстраординарные блюда современной европейской кухни. Рекомендуется заказать суп из гороха и петрушки. Средняя стоимость главных блюд – 16 евро.
  3. Ресторан Poseidon (Binz, Lottumstrasse, 1), расположенный на территории исторической виллы. Здесь подают одни из лучших на острове блюд из морепродуктов. Средняя стоимость главных блюд – 15 евро.

Многие из вас наверняка знают мыс Аркона, на котором установлены маяки. На этом фото видны остатки славянской крепости Аркона, известной как крепость Яромарса. Отчетливо виден лишь вал, защищавший когда-то вкупе с частоколом крепость. Светлые участки на поверхности - места раскопок, которые предпринимались вследствие продолжающегося обрушения берега мыса. В башне перед валом находится среди прочего маленькая выставка экспонатов крепости Аркона.

Примерно так, как представлено на эскизе, выглядела в прошлом святыня западных славян, которая одновременно служила для убежищем для обитателей здешних мест. К сожалению вследствие обрушения (эррозии - прим. переводчика) берега важные части крепости были разрушены. Большое время Арконы началось с 1068 года уничтожением храма Сварожича в Ретре (ныне - Feldberg). Ровно 100 лет Аркона была центром славянского поклонения богам. В 1136 году Аркона впервые была осажена христианскими данами (christlichen Danen). Уничтожение храма, а с ним и обычая поклонения, удалось данам однако лишь 15 июня 1168 г. Саксо Грамматикус (Saxo Grammaticus) - свидетель захвата и летописец данов, оставил нам детальное описание сего. Вместе с захватом пал последний бастион славянских святынь, после которого началась христианизация ранов (Ranen). Ах да, кое-что ещё изменилось в 1168 году: налог должн был и в дальнешьшем уплачиваться, но теперь не священнику, а епископу.


Вот как описывает портрет бога Свантевита (Svantevit) Саксо Грамматикус: (цитируется из книги: "Боги, мифы и обычаи острова Рюген", Ингрид Шмидт, издательство Хиншторф, Росток, 2002г. Ingrid Schmidt ”Gotter, Mythen und Bräuche von der Insel Rügen”, Hinstorff Verlag Rostock 2002)

“В храме стояло огромное изваяние бога, превышающее рост человека, удивительно выделяющееся четырьмя головами и шеями. Две из голов, казалось, смотрят - одна на грудь, другая как бы назад, остальные же две смотрят - одна налево, другая направо. Бороды сделаны бритыми, волосы созданы так, словно мастер ваял их руянцев (местных жителей). На фигуре справа был рог из различных металлов, который священник ежегодно наполнял жидкостью (напитком), чтоб потом по её качествам предсказать будущий урожай. Левая рука опиралась на лук (в других переводах - рука держала лук). Рубаха была сделана до локтей; нижние части рук были сделаны из разных сортов дерева и так причудливо соединены с коленями, что при первом взгляде трудно было распознать место их соединения. Ноги покоились как бы на полу и уходили в землю. Рядом висели уздечка, седло и другие о атрибуты божества; его завораживающую внешность усиливал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого выделялись мастерской обработкой и серебрились. Божество предназначалось для праздничного служения... ” (I. Schmidt, S. 44)

Во время праздника урожая священник на основании испарившейся из рога жидкости предсказывал результаты будущего урожая. От другого современника - Хельмольда из Босау (Helmold von Bosau) мы узнаём, что священник после этого выпивал содержимое рога и наполнял его снова. Кроме того, из даров природы приготавливался медовый пирог, который должен был быть таким большим, чтоб скрывал священника под собой. Если это не удавалось, то считалось, что и будущий урожай будет не богат. Ни один поход, ни одно путешествие по морю, ни одна торговая сделка не предпринимались без обращения к оракулу. Лошадь Свантевита, ведомая священником, должна была перейти три воткнутых в землю и связанных воедино копья. Если она переходила это препятствие, ступая вперёд левой ногой, сделка считалась заранее неудачной.

Цитата из книги Озара Ворона - " ":

Откуда есть пошла Русская земля?… этот вопрос еще печерский монах-летописец поставил в подзаголовок своему великому труду – «Повести временных лет». Так откуда же, кто создал эту Державу «от финских хладных скал до пламенной Тавриды»? Летопись говорит так: три северных народа – словене ильменские, кривичи и меря – прогнали собиравших с них дань варягов, но захлебнулись в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды». Устав от резни, три народа послали за море, к варягам-руси, со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». И откликнулись три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля»...


Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор, Синеус. Илья Глазунов. 1986


Французский путешественник Ксавье Мармье записал в первой половине ХIХ века интересное ободритское (Земля Мекленбург-Передняя Померания) предание:

В VIII веке народом ободритов-рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Так как они не могли испытать себя на родине, братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они приходили на помощь к угнетенным, совершили много подвигов в «страшных боях», а затем пришли в Руссию. Русский народ в это время находился под игом «долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать». Братья вдохнули в него мужество, возглавили собранное войско и уничтожили власть угнетателей. После того, как мир и порядок в Руссии были восстановлены, братья решили вернуться домой, к отцу. Однако освобожденный от гнета народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления. Рюрик получил в управление Nowoghorod, Сивар – Pleskow, а Трувар – Bile-Jezoro.

Примечательна эта древнерусская форма названия Пскова – Плесков! Пишет Озар Ворон в своей книге - Вряд ли такую деталь могли выдумать в далеком Мекленбурге.

Данные современной археологии говорят что первые следы ильменских словен на Новгородской земле - основе будущей Руси, относящиеся к культуре "погребальных сопок" (VI-VII века), - являются четко западнославянскими. В IХ-Х веках в Новгород приходит вторая крупная волна переселенцев из Славянского Поморья Балтики из Бодричан (Мекленбург) - земель союза Ободритов. В Ободритский союз входило, и доминировало в нем, племя вагров - «Вагирская марка», они же варги, они же варны, они же варины, они же варяги, они же русь…


Мыс на котором стояла Аркона


Озар Ворон пишет:

Исследователи много раз пытались установить месторасположение загадочного острова русов(много раз упоминаемого в исторических хрониках). Однако известен реальный остров, обладающий всеми свойствами описанной арабами родины русов. Он невелик – что-то около трех дней пути и с юга на север, и с востока на запад. Он был когда-то покрыт лесами и болотами. Ключевым признаком можно счесть отсутствие на острове земледелия и в то же время множество жителей. Такая плотность населения вовсе нехарактерна для, скажем, Скандинавии или северной Руси. Его население «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили». Они, по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их правитель, по мнению Гельмольда, единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, говорит о священном характере его власти. «Он, - пишет российский ученый. – Может, даже и не назывался князем, а носил высший титул».

Этот остров – остров Рюген.


На карте отмечены славянские названия населённых пунктов острова Рюген


Племя, обитавшее на нем, звалось издревле ругами. И ругами же средневековые германские документы постоянно называют киевских русов! Напротив, житие Оттона Бамбергского называет жителей Рюгена rutheni - русины, русы!


Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита. Илья Глазунов. 1986


Остров Рюген – по-славянски Руян – был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века вроде бы христианской Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света, обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч.

Бронзовый кумир Святовита найден в Рязани, в слоях, опаленных батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя ликами. Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке, и пришедший в нее из заговоров, где он – местопребывание Христа, богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних Богов – и есть Руян, Рюген. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в Арконе, Ругарде и Коренице, взывали неграмотные старухи-знахарки, сами не зная того. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства – датский король Свейн жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая же древность спит на берегах Рюгена – она помнит друидов, уничтоженных Цезарем...

Девять веков назад, на побережье Балтийского моря, над белоснежными скалами этого острова, который сейчас называется Рюген (федеральная земля Мекленбург - Передняя Померания), возвышался город Аркона. Остров как уже было сказано населяли руяне-русы. Вот как их описывали раннесредневековые хронисты:" Руяне, у других называемые руанами,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (...) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли."

Храм Святовита в Арконе был главным святилищем славянского Поморья, а ране почитались, прочими балтийскими славянами, как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого, не принималось ни одно важное решение.


Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-ых годах

Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтящим праотеческих Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.


Воин Рус


Историк XIX века Гильфердинг писал о руянах-русах следующее:

"Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских.."


Герб Руяна-Рюгена 13 века. Руянские короли Вислав II и Вислав III


В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., город-храм Аркона была разрушена, святилище Святовита (Свентовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна - Яромир стал вассалом датского короля, а остров - частью епископства Роскилле. К этому периоду относится обращение руян в христианство.

В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург - Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вислав III. Полностью руянский диалект прекратил существование к XVI веку.

Никогда не забывайте, наши славные предки – варяги - венды - русы – создали крупные торговые города на Балтике, которыми восхищались все европейские путешественники того времени, вошедшие позднее, под германизированными именами, в "Ганзейский Союз". Они первыми из европейцев проложили Волжский и Днепровский торговые пути, они господствовали в международной Балтийской торговле. Они создали Новгородскую и Киевскую Русь. Их викингские дружины не пускали германоязычных викингов на Балтику, в следствие чего последним приходилось довольствоваться побережьями Франции и Англии... И над этим славянским миром царила гордая Аркона... По меткому замечанию Вадима Казакова - Воистину наш символ продолжения Славянства и символ Духовной опоры. Ни одна другая славянская святыня не была так хорошо всем известна как Аркона. И все это благодаря её Святости и Могуществу; Святыня, которая бросала на колени европейских монархов и покоряла народы...

И поэтому больно писать о её последних днях... Слава ей в веках!

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).

  • Горящие туры по всему миру
  • Немецкое воображение, пожалуй, несколько преувеличенно относится к Рюгену (Rugen): чересчур восхваляет, придает слишком яркие краски, расписывает нереальные пейзажи. Причем это явление не последних лет, а уже нескольких столетий. Например, в конце 19 и начале 20 века Рюген пользовался огромной популярностью среди сильных мира сего. В частности, здесь часто бывали и Бисмарк, и Томас Манн, и Эйнштейн, а его береговую линию увековечил художник-романист Каспар Дэвид Фридрих уже в 1818 г. Дальше - больше.

    Гитлер тоже попал под очарование самого большого острова Германии, сделав курортом для военных - как своих, так и союзников (и запланировав на нем строительство «фабрики здоровья» чудовищных размеров и такой же архитектуры). Позже правительство ГДР сделало Рюген местом отдыха уже своих преданных товарищей, в том числе главного аппаратчика Эриха Хонекера.

    На самом же деле на Рюгене нет ничего эдакого, что могло бы действительно выделить его среди других курортов Балтийского побережья страны. Это типично немецкий, чистенький и аккуратный, с идеальным сервисом и весьма красивыми (но не более того) пейзажами курорт. 574 км побережья острова, как и большая часть самого Рюгена, покрыты живописной растительностью: пышными каштанами, дубами, вязами и тополями. Окружающие его воды - национальные парки или заповедники.

    Большинство посетителей по приезде тут же мчится на главный курорт Бинц (Binz) или в область Стуббенкаммер (Stubbenkammer) с белыми меловыми утесами в национальном парке Ясмунд (Jasmund). Однако люди знающие туда не торопятся (на то они и знающие), так как на Рюгене и без них хватает достойных для исследования уголков.

    Как добраться

    Туристам из России проще всего добраться до Рюгена через Гамбург (прямые рейсы AirBerlin, в воздухе около 3,5 часов). Скоростные поезда IC соединяют главный курорт острова Бинц с Гамбургом (44,20 EUR, 4 часа) и далее, проезжая через Штральзунд.

    Кроме того, из Штральзунда ходят электрички до Бинца (9,10 EUR, час с четвертью) и до Зассница (9,10 EUR, 50 минут). Добраться до Путбуса можно, пересев на поезд RE в Бергене. На другие курорты и городки Рюгена можно попасть только на старинных поездах Rasender Roland. Цены на странице указаны на март 2019 г.

    С 2007 г. на остров ведут два моста: новый Рюгенбрюке и старый Рюгендамм. Первый соединяет остров с материком, примыкая к улице Кала Маркса в городке Штральзунд.

    Поиск авиабилетов в город Гамбург (ближайший а/п к Рюгену)

    По воде

    Рюген также считается популярной остановкой на маршруте круизных и паромных судов, как местных, так и международных (Дания и Швеция). Например, компания Weisse Flotte организует паромную переправу пассажиров и машин из Штральзунда в Альтефер на юго-западном побережье Рюгена (в одну сторону 1,30 EUR, в пути 15 минут, отправление каждый час в дневное время).

    В Швецию ходят суда компании Stenaline, 5 отправлений ежедневно из Зассниц-Мукран (7 км от города Зассниц) в Треллеборг (взрослые/дети 16 EUR/7 EUR, 50 рейсов в высокий сезон в день, почти 4 часа в пути). Стоимость провоза авто - 100 EUR.

    Эта же компания отправляет паромы в Данию: из Зассница в Ронне (остров Борнхольм) с апреля по ноябрь. Путешествие длится почти 4 часа и стоит 21 EUR/10 EUR для взрослого/ребенка, провоз авто - 115 EUR.

    Транспорт

    Компания Reederei Ostsee-Tour организовывает круговые круизные маршруты вдоль побережье Рюгена из Гёрена (Göhren) в Зассниц (Sassnitz) через Бинц с апреля по октябрь. 5 отправлений в день, стоимость проезда Гёрен - Бинц 4,50 EUR, Гёрен - Зассниц 8 EUR.

    Кроме того, по острову курсируют автобусы RPNV. Летом они отправляются каждые полчаса из Бинца в Гёрен и Зассниц. Стоимость проезда зависит от маршрута, проездной на день обойдется в 9 EUR.

    Старинные поезда Rasender Roland курсируют между Путбусом (Putbus) и Гёреном, останавливаясь в Бинце, Селлине и Баабе. Стоимость проезда зависит от числа пересекаемых зон (всего их 5, и каждая приплюсует 1,60 EUR).

    Прокат велосипеда на острове обойдется в 5-7 EUR в день.}

    Популярные отели Рюгена

    Курорты Рюгена

    Самый популярный курорт Рюгена - бывшая рыбацкая деревушка Бинц. Здесь по плану архитектора Отто Шпалдингa был построен курхауз (курортный дом), напоминающий атмосферу английского приморского городка Брайтон. Еще до Первой мировой войны тут отдыхало едва ли не рекордное количество (среди похожих курортов мира) человек - около 10 тыс. в год. А в промежутке между мировыми войнами, в 1920-1930-х годах, в Бинце собирались сливки немецкого общества.

    Во времена нацистов организация «Сила через радость» (KdF) располагала на острове широкой сетью санаториев и домов отдыха, а также известными круизными судами «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». К счастью, еще один проект предприимчивых пособников Гитлера так и не воплотился в жизнь: здесь планировали возвести гигантскую фабрику здоровья у селения Прора - крупнейший в мире морской курорт по проекту архитектора Клотца. Успели лишь выстроить почти 5-километровую линию пятиэтажных зданий казарменного типа из бетона. Жилые помещения в них представляли собой углы 2,5 на 5 м. В центре комплекса планировалось построить здания для массовых мероприятий вместимостью 20 тысяч человек.

    Чуть позже Бинца (и уже не такими темпами и не в таком масштабе) начали развиваться и другие морские курорты Рюгена - Засснице и Гёрен.

    Балтийские курорты Германии

    • Где остановиться: В отелях, санаториях и частных пансионах Балтийского побережья Германии - здесь царит приятное тепло, умиротворение в отсутствии бурной ночной жизни и традиционная немецкая добротность во всём. Всё, за чем едут отдыхать на море, можно найти на