Запрет выше авиационных властей. Мечта светланы протасовой Смотреть что такое "Протасова, Светлана" в других словарях

Мастер валяния рассказала о чудесных свойствах войлока и необычных вещах, которые можно из него изготовить.

Когда ты следуешь по своему пути, чудеса происходят на каждом шагу. Так случилось с кировчанкой Светланой Протасовой, которая в своё время уволилась с работы и с головой ушла в творчество. Сейчас у неё собственная арт-мастерская и множество планов на дальнейшее развитие валяния в Кирове.

Светлана, рукоделие в вашей жизни – из детства, или пришло уже в сознательном возрасте?

– Из самого раннего детства. Сколько себя помню, я всегда шила, вязала уже с пяти лет. В детстве мечтала стать модельером-конструктором. Но советское воспитание, навязанные рамки «что можно, а что – нельзя» сделали своё дело. В итоге, много лет я провела, занимаясь продажами.

Как войлок вошел в вашу жизнь?

– Это был сложный период, когда я оказалась в чужом городе. А что для женщины является лучшим антидепрессантом? Шопинг! Я отправилась в ювелирный магазин и там на витрине увидела удивительную бордовую лилию с кристаллом Сваровски внутри. Она поразила мое воображение. Консультант пояснила, что лилия валяная. Так я начала изучать новое для себя направление – валяние из войлока.



Сколько времени ушло на «знакомство» с этим материалом?

– Много. Я искала информацию, пыталась валять сама, но у меня ничего не получалось. Представьте, у меня был целый мешок шерсти. Каждые выходные я его доставала, раскладывала, пыталась что-то делать, у меня ничего не получалось, я убирала мешок до следующих выходных. И так целый год.

Но в итоге войлок все-таки покорился?

– Да, я прошла мастер-классы, научилась делать украшения из войлока, тапочки. Но моей мечтой было изготовление одежды из войлока. И однажды я просто приняла решение уволиться с работы и заняться тем, что мне действительно нравится. А когда попадаешь в свой поток – открываются все возможности. Сразу после увольнения мне на глаза попалась информация о семинаре в Москве, где учат делать одежду из войлока. И вот моё первое сваляное платье, оно до сих пор висит на манекене.

Вы сами носите одежду из войлока, сваляную собственноручно?

– Конечно, ношу. Но у меня есть интересная тенденция – та вещь, которую я надеваю на себя, тут же продается. После «выгула в свет» сразу находится покупательница, желающая приобрести платье, которое на мне. Таким образом, мой гардероб невелик, потому что вещи сразу с меня снимаются (смеётся).

Светлана, что для вас сегодня валяние – работа или хобби?

– Днём – работа, а ночью – хобби.

И что же вы делаете ночью?

– Платья из шёлка и шерсти, на которые не хватает времени в течение рабочего дня.



Почему решили открыть свою мастерскую?

– По одной причине – жить на что-то надо, а учеников домой не приведёшь. Поэтому я начала искать место, чтобы можно было творить, проводить занятия и мастер-классы.

Сколько времени прошло от идеи до её воплощения?

– Очень мало, быстро всё случилось. Буквально в мае мы посмотрели помещение, а 2 июня уже заехали.

Были какие-то неожиданные эффекты после открытия?

– Неожиданные эффекты есть до сих пор. Это те приятные моменты, когда люди приходят и говорят, что они много слышали и читали о валянии, но никак не думали, что в Кирове такое есть.

Ваша мастерская – единственная в городе?

– Да, подобных мастерских больше нет. Ко мне может зайти любой человек, посмотреть, как я работаю, всё изучить, померить вещи и сразу записаться на курсы.

Кто чаще всего приходит?

– Мои клиенты в основном женщины, которых я разделяю на два типа. Первые – это женщины с высоким уровнем дохода, которые хотят выглядеть неординарно, любят натуральные материалы и привыкли одеваться так, как хотят. А вторая группа – это женщины с небольшим доходом, которые любят всё делать своими руками. Они, как правило, приходят учиться.


Всё же для многих войлок – это валенки. Развейте стереотипы, расскажите, что ещё можно сделать из войлока?

– Абсолютно всё. Различные украшения – броши, колье, тапочки и обувь на подошве, сапоги, платья, пальто, шляпы, картины и коврики. Даже нижнее бельё можно сделать.

Вы делаете нижнее бельё?

– Пока нет. Не буду ничего говорить…(смеётся )

Сколько времени уходит на изготовление одной вещи?

– Всегда по-разному. Поскольку шерсть – живой материал, при работе с ней явно ощущается энергетика человека, для которого делается заказ. Например, я могу за сутки сделать платье для клиента, а недавно я просто вернула человеку заказ, потому что у меня не получилось сделать изделие для него. В среднем, на изготовление вещи уходит две недели.

Есть мнение, что у мастериц, как правило, нет свободного времени и свободного места дома. Как у вас с этим обстоят дела?

– Свободного времени у меня, конечно, мало, а вот места дома много, так как у меня есть своя мастерская. Здесь моя жизнь, моя энергия. Домой я прихожу только спать.



Что лично вам даёт процесс валяния?

– Валяние избавило меня от стресса, вылечило от депрессии. Именно творчество помогло мне выйти из точки, которая называется дном. Сейчас это для меня – целая жизнь.

В чем, на ваш взгляд, популярность войлока сегодня? Почему возрождается это направление?

– Работа с войлоком – это быстрее, чем вязать, и проще, чем шить. К тому же войлок – это живой материал, который снимает стресс. Несмотря на то, что это довольно затратное хобби – ведь натуральная шерсть стоит дорого, – но то качество и то удовольствие, которое мы видим на выходе, всё компенсирует.

Что самое удивительное в работе с войлоком? Есть что-то, к чему вы никак не привыкнете?

– Принимая заказы, я никогда не могу сказать точно, какое именно платье получу на выходе. Например, недавно с клиенткой мы планировали сделать платье с рукавом три четверти, но, начав работать, я поняла, что получается рукав с длинным манжетом. В итоге получили совсем не то платье, которое задумывали. Поэтому ко мне приходят люди, которые мне доверяют.


Получается, что войлок сам вас ведёт?

– Получается, так.

Светлана, вы счастливый человек – занимаетесь тем, что любите. У вас есть мечта?

– Самая близкая мечта – это Фестиваль войлока, который состоится 11 декабря. Я организую это мероприятие в нашем городе впервые, поэтому очень волнуюсь. Хочется, чтобы всё прошло, как надо, чтобы люди познакомились с таким прекрасным материалом, как войлок, и увидели те чудесные изделия, которые из него можно изготовить.

Протасова, Светлана

Летчик-истребитель, капитан. Единственная в России летчица, летающая в строевом полку на МиГ-29.


. 2009 .

Смотреть что такое "Протасова, Светлана" в других словарях:

    У слова «Светлана» есть и другие значения: см. Светлана (значения). Светлана русское Род: жен. Этимологическое значение: «светлая» Мужское парное имя: Светлан Производ. формы: Светланка; Света; Светуля; Светуня; Светуся; Светуха; Светуша; Вета;… … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 октября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия

    Александра Андреевна Воейкова Последний портрет А.А. Воейковой. Рисунок черным … Википедия

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    Приложение к статье Заслуженный зоотехник Российской Федерации Содержание 1 Республика Алтай … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дети солнца. Дети солнца Жанр: драма

    Саратовская театральная школа одна из старейших Российских театральных школ, имеющая большие традиции. Содержание 1 История Саратовской театральной школы 2 Преподавательский состав … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Живой труп. Живой труп Жанр драма Режиссёр Владимир Венгеров В главных ролях Алекс … Википедия

    Саратовская театральная школа одна из старейших Российских театральных школ, имеющая большие традиции. Содержание 1 История Саратовской театральной школы 2 … Википедия

    - (ОТиПЛ) создано на филологическом факультете МГУ в 1960; название для нового отделения было предложено В. А. Успенским. С сентября 1962 по март 1992 называлось Отделением структурной и прикладной лингвистики (ОСиПЛ). В 1962… … Википедия

Жительница Лобни Светлана Протасова, единственная женщина летчик–истребитель, летавшая за штурвалом МиГ-29, два года безуспешно ищет работу. Ее положение настолько отчаянное, что женщина готова пойти даже в уборщицы, сообщает корреспондент «Подмосковье сегодня» Александр Умрихин.

ГЛАВНАЯ МЕЧТА

У Протасовой за плечами много часов налета на истребителях, а также на самолетах гражданской авиации. Однако сейчас женщина оказалась буквально отброшена на обочину жизни: вот уже два года с момента увольнения из авиакомпании (работодателя Светлана называть упорно не хочет, опасаясь мести с его стороны. - ред.) она не может устроиться на работу.

Светлана показывает фотографии в альбоме, словно пролистывая страницы своей прошлой жизни. Вот она за штурвалом истребителя, вот – в кабине Ту-154, а еще на нескольких снимках – во время командировки в США 10 лет назад.

Я родилась в семье военного. Отец окончил Военный институт иностранных языков (сейчас – ВУМО РФ). В детстве приходилось очень много летать, в основном из Егорьевска в Махачкалу, где служил отец и работала мать. А кабины пилотов были открыты, я ходила туда, меня сажали на колени пилоты, мне очень нравилось, и в три года я заявила, что хочу стать летчиком.

С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

К моменту окончания Светланой факультета самолетостроения Московского авиационного института в Запорожском летном училище ДОСААФ были открыты спецнаборы для женщин. И Света, не задумываясь, поступила туда. После окончания училища она неоднократно писала рапорты с просьбой о переводе в Вооруженные силы, однако просьбы долгое время оставались без удовлетворения – ровно до момента, когда министром обороны РФ стал Павел Грачев. Он подписал соответствующие рапорты всем летчицам.

После этого Протасова попала к генерал-полковнику Николаю Антошкину, который на тот момент был командующим фронтовой авиации и, по словам Светланы, стремился к тому, чтобы к женщине в авиации «относились как к человеку». Так, Протасову приняли на МиГ-29. Однако примерно в это время в армии, по словам Светланы, «начался развал».

Уже затем, в Кубинке, меня не допускали до полетов – я только ходила на построения. Я неоднократно обращалась с просьбами о допуске к полетам – никакого эффекта. Меня перевели в Борисоглебск, и уже там несколько лет я нормально летала на МиГ-29 – полигон, воздушные бои, пара на пару, ночью, - сетует Протасова.

ВИРАЖИ

В 2007 году после увольнения в запас в звании майора Светлана начала ходить по авиакомпаниям, однако ее снова никуда не брали. Помогли связи в Росавиации – с одной из авиакомпаний Протасовой удалось заключить трудовой договор. Но когда Ту-154 вывели из эксплуатации, пилотов сократили.

Полтора года работы у Протасовой не было. Как вознаграждения за все мытарства судьба снова улыбнулась ей. Летчица устроилась в американскую авиакомпанию. Успешно сдала экзамен на знание языка, тестирование на тренажере самолета, на котором она даже ни разу не летала, и с успехом проработала до 2011 года, пока компания не развалилась. После этого весь персонал был принят в одну из ведущих российских авиакомпаний – там Протасова проработала до 2015 года.

У меня 100 или 200 часов налета плюс четыре года работы в одной из ведущих авиакомпаний РФ. Ни инцидентов, ни грубых посадок – ничего не было. А в конце произошел конфликт с одним из молодых командиров, в результате которого меня отстранили от полетов. Отправили на сдачу РПП (руководство по производству полетов. – ред.) и на тренажер, где почему-то поставили два балла. После этого порекомендовали уволиться по собственному желанию. Теперь меня никуда не берут – обошла все компании, во всех идет набор, но после звонка на предыдущее место работы мне отказывают, - рассказывает Светлана.

Бывший военный летчик Светлана Протасова, восемь лет работавшая в гражданской авиации, ушла из авиакомпании «Аэрофлот» в 2015 году, с тех пор она пытается снова устроиться на работу пилотом, но ничего не выходит.

Светлане 51 год. Она одна воспитывает дочку, которая занимается балетом и ходит в музыкальную школу. Несколько лет назад Протасова с дочерью въехали в приобретенный в кредит частный дом. Большую часть пенсии и алиментов Светлана отдает в счет кредита.

Однако женщина боится, что скоро может остаться и без алиментов (Протасова получает алименты в размере около 40 тысяч рублей в месяц). По ее словам, ее бывший муж оформил отпуск по уходу за ребенком в другой семье, а сам устроился пилотом в Китае. «В России он официально не будет получать доход и перестанет платить», - говорит Протасова.

«Я с ним не общаюсь уже несколько лет, пыталась его найти, только через приставов уже», - уточнила она.

Последняя надежда Протасовой, что ее все-таки возьмут пилотом в одну из авиакомпаний. «Если надежды не будет, я просто умру», - заключает она.

За помощью летчица обращалась к лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, вице-спикеру Госдумы Ирине Яровой, депутату Госдумы Николаю Антошкину, а также в Министерство транспорта, администрацию президента и Росавиацию. Последняя даже сама занялась трудоустройством Светланы и стала рассылать авиакомпаниям письма с просьбой рассмотреть ее кандидатуру, а также письма с просьбой сообщить причину отказа в трудоустройстве летчицы. Одно из таких писем имеется в распоряжении «Шторма». Однако даже после вмешательства ведомства ситуация не изменилась.


Скриншот © Daily Storm

«Я ходила в компанию Nordwind. Я зачеты прошла, месяца три прошло, никто не позвонил. То же самое в Red Wings. Это авиакомпании, где летают на подходящих для меня самолетах - Airbus», - рассказывает летчица. На Airbus она отлетала 2700 часов, всего же Протасова имеет налет 4500 часов. «До пенсии у летчиков гражданской авиации не хватает всего 350 часов», - уточнила Светлана.

«Даже [маршал авиации и последний министр обороны СССР Евгений] Шапошников мне пытался помочь, говорил [министру транспорта РФ Максиму] Соколову. Но тот ничем не помог», - посетовала летчица.

В феврале прошлого года она сдавала зачеты в авиакомпании I Fly. «За английский отлично поставили», - отмечает Светлана. В I Fly она прошла медицинское обследование, заплатив за него 30 тысяч рублей, но ничего так и не изменилось. «Позднее звонила им, говорят - пилоты не нужны, открываю сайт - а там написано, что нужны».

В декабре 2017 года Протасова уже пыталась устроиться в авиакомпанию «Россия», где она также прошла зачеты и также не получила никакого ответа. Протасова уверена, что повсеместные отказы в трудоустройстве связаны с «травлей» со стороны «Аэрофлота». «Авиакомпании просто звонят в «Аэрофлот» и после этого меня не берут», - рассказывает она. По ее словам, она не единственная, кто столкнулся с этой проблемой. Кроме того, она отмечает, что в российских авиакомпаниях женщин в принципе неохотно принимают.

«В одной из авиакомпаний мне сказали: «У нас гендиректор категорически не берет женщин». Я говорю: «Но у вас же летают две женщины». В ответ: «Одна - жена летного директора, другая - любовница командира, а ты кто такая?» - рассказывает Светлана.

В свою очередь в Шереметьевском профсоюзе летного состава считают, что дело здесь не в дискриминации, а в самой авиакомпании «Аэрофлот» и в ее жестком отборе сотрудников. «В компании ведут статистику и определяют, что молодых пилотов проще обучить, поскольку они как чистые листы, а военные, как правило, уже взрослые - у них уже есть своя система и им предложить новые подходы труднее», - объяснили в профсоюзе. Там также рассказали, что обращались в авиакомпанию по поводу Протасовой, но им ответили, что она «слабый пилот».

«Но если она слабый пилот, почему ее сразу не уволили, она работала в авиакомпании четыре года. Значит, все это время она устраивала руководство, как сотрудник?» На что нам ответили: «Ну вот так получилось», - рассказывают в профсоюзе.



Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

Сама летчица уверяет, что в 2015 году попала в «Аэрофлоте» под массовые увольнения. «Загрузка самолетов упала до 30-40 пассажиров вместо 240. Конечно, нужно было увольнять. Брали своих там друзей, детей, а тех, кто пришел с улицы, таких как я, заставляли написать заявление по собственному желанию», - уточняет летчица.

В «Аэрофлот» Протасова вместе с другими пилотами пришла из лоукост-авиаперевозчика «Авиановы» после ликвидации последней. Там она также работала вторым пилотом на самолете Airbus. На этой модели воздушного судна Светлана училась летать в авиакомпании «Сибирь» (сейчас S7), куда ее направили после ухода из армии. Тогда устроиться ей помогли в Росавиации. В авиакомпании ей рассказывали, что до нее там проходили переподготовку пять военных летчиц. По ее словам, ее бы не взяли обучать, если бы не вступился инструктор.

Переподготовку на пилота гражданской авиации из военного летчика она проходила в Ульяновском летном училище гражданской авиации на самолете Ту-154. Тогда он использовался как в гражданской, так и в военной авиации. В 2008-2010 годах авиакомпании вывели эту модель самолета из своих парков.

До 2007 года Протасова служила в ВВС РФ. Там она сначала летала на учебно-боевом самолете чешского производства Л-39, а затем пересела на советский многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29 и стала одной из немногих женщин в мире, пилотировавших этот самолет.

Светлана хотела стать пилотом с детства. Для того чтобы стать летчиком, она окончила факультет самолетостроения Московского авиационного института, затем пошла в Запорожское летное училище ДОСААФ, где тогда были открыты спецнаборы для женщин.

В Вооруженные силы РФ Светлана попала после назначения на пост министра обороны РФ Павла Грачева. Он подписал летчицам рапорты с просьбой принять в ВС РФ.

За штурвалом сверхзвукового истребителя МиГ-29 Протасова оказалась благодаря помощи генерал-полковника Николая Антошкина, который на тот момент был командующим фронтовой авиацией ВВС (сейчас депутат Госдумы).

Светлана, от первых ваших машин Як-18 и Як-52 до суперсовременного МиГа дистанция огромного размера...

Да. Но упорство, а может, и упрямство мне помогло. Еще когда была студенткой, у нас преподавал Михаил Симонов - генеральный конструктор ОКБ Сухого. Он создал под Москвой в Жуковском женскую группу пилотов «Ласточки». Летали мы на Як-52. Как-то даже выступали на авиасалоне. Потом «ласточки» разлетелись. Мужчины, которые тоже летали с нами, в конце концов поставили жесткое условие: или они, или женщины. Так мы остались не у дел.

Кое-кто из летчиков считает, что женщина в кабине самолета - потенциальная опасность...

Надоели эти глупые мужские разговоры!

Как вы попали в истребительную авиацию?

После истории с «Ласточками» в порядке «компенсации» меня перевели в Кубинку. Но и там к боевым машинам не подпускали. Будешь, мол, манекеном для журналистов. Пусть фотографируют, трави им про авиацию, но о серьезных машинах не мечтай.

А свой первый полет на истребителе вы совершили...

4 апреля 1996 г. Когда села в кабину, поджилки тряслись. Не от страха. От восторга: вот оно, исполнение мечты! А взлетела, и все волнения исчезли.

После этого мужчины-летчики приняли вас как свою?

Нет. Свои права на полеты мне пришлось у самого главкома (им тогда был Петр Дейнекин) отстаивать. Провели меня к нему в кабинет тайно. Без предварительной договоренности. Он сначала рассердился за «партизанщину», а потом выслушал меня и рассмеялся: «Давай утрем нос хваленым западным воякам. Будет и у нас женщина-истребитель».

По его личному приказу перевели меня в полк в Борисоглебск. После такого приказа летала по два-три раза в неделю. И керосина хватало. Не то что потом.

Говорят, вас приглашали во Францию летчиком-инструктором?

Приглашали. Поработала там. Несколько бизнесменов купили у нас спортивные машины и попросили научить их летать. Вот и учила. Работа выгодная, но все-таки это не истребитель. А я хотела быть и буду истребителем.

Замуж во Франции выйти не предлагали?

Пусть останется секретом.

Не тяжело было после парижей и каннов в Борисоглебск возвращаться?

Я в Россию возвращалась. В столицах мы забываем, что таких городов, как Борисоглебск, большинство в стране. Я раньше в гостинице жила. Теперь однокомнатную квартиру дали. Но мебелью не обзавелась еще. Денег не хватает, а цены - вполне столичные. Зато грибов море.

В небо-то пускают?

Не очень. Летать все хотят. А до капитанов еще идут майоры, подполковники и полковники.

У меня есть цель. Пока не стану летчиком первого класса, о семье думать не стану. Да все в то же упирается - полетных часов не хватает. Время от времени опять превращаюсь в «свадебного капитана».

О чем вы больше всего мечтаете?

Летать хочу. Попасть в такую часть, где есть и керосин, и начальство непредвзято к женщинам относится. Надо будет, до главкома дойду. Говорят, он человек что надо.