Местечко Зельва - история в фотографиях — LiveJournal. Местечко Зельва - история в фотографиях — LiveJournal Зельва население численность

1) Целью моего майского вояжа на праздники была деревня Сынковичи, рядом с которой находится православная готическая церковь Святого Михаила Архангела в Гродненской области. Из перелопаченных мною Интернет-ресурсов, я также понял, что между райцентром и деревней не слишком хорошее транспортное сообщение, но мне хотелось разбавить день не только для того, чтобы увидеть прекрасный храм, но и посмотреть город Слоним.
При поиске материалов, неожиданно, наткнулся на один костёл, находящийся в ещё одном маленьком райцентре Гродненщины, в городе Зельва. На снимках костёл мне очень понравился. Когда гостил в Минске на январских праздниках у моей крёстной, она рассказывала, что именно на всей Гродненской области едва ли не в каждой деревне сохранились костёлы, потом я сопоставил географическое положение Слонима и Зельвы и захотел собственными глазами увидеть Зельвенский костёл тоже вместе с церковью Святого Михаила в Сынковичах и город Слоним, который моя крёстная очень рекомендовала посетить.
И вот я выехал из родного города Клинцы на автобусе, доехал до Гомеля, там уже, дождавшись поезд сообщением Гомель-Гродно, ехал в общем вагоне. Следующим моим пунктом был город Барановичи, куда прибыл в час ночи по минскому времени, немного прошёлся по привокзальной территории, посидел в парке, напомнивший мне 50-е гг. с деревянными лавочками и оформлением фонтана), потом начавшийся ливень «загнал меня обратно» на «чагуначный вакзал», где просидел почти до 6 утра в ожидании электрички из Баранович до Зельвы, протяжённостью в 80 км и продолжительностью поездки в 2 часа за 40 рублей. Мне понравилось наличие в билетах информации от оператора БЧ указание о протяжённости пути между требуемыми населёнными пунктами. Из окна поезда мне предстали сочетание лесов и полей, в деревнях домики имели отличный внешний вид от облика аналогичных строений в Центральной России и Гомельской области Беларуси. Проехал мимо Слоним, Куда мне ещё предстояло вернуться ближе к вечеру, с виду, типичный СНГшный городок, Только вместо православных церквей с луковичками возвышались подсвечники костёлов).



2) Мне лично нравятся регионы с «текучестью истории», с «текучестью» этнографической, архитектурной, национальной идентичности, словно в них эхом отзывается ушедшая эпоха или цивилизация. Какие примеры? Это Египет, когда едешь на юг страны. Приближаясь к суданской границе к городу Асуану, ты видишь обилие, пестроту, палитру цветов в частном секторе. Если на севере, в основной части Египта. Преобладает коричневый цвет в постройках, то на юге Египта, на территории бывшей Нубии, преобладают жёлто-зелёные цвета и уже заметное число темнокожих жителей, такое этакое дыхание «чёрной Африки», с которой ассоциируется в сознании жителей «Севера». Также в рамках этой логики подходят территория Калининградской области России, где интересно наблюдать немецкое архитектурное наследие и российский менталитет или польский город Познань с польским менталитетом и немецким архитектурным фоном. В восточной Польше (Луков-Вуков), Тересполь, Белосток есть этнографическая группа белорусов (Подляшский микроязык) , которые остались по ту сторону Бреста, а Гродненская область с польским населением - по ту сторону Сувалок и Белостока. Фактически, Гродненская область- это музей «под открытым небом» Польши образца 30-х гг. по способам возведения построек гражданской архитектуры.
В Польше частный сектор в деревнях за последние 20 лет претерпел большие изменения, сейчас польская глубинка напоминает немецкую деревни, поэтому Гродненская область, ставшая частью СССр после 1939 и 1945 г., именно из-за фактора бывшей государственной принадлежности сохранит облик Польши 30-х (в Выборге это облик Финляндии 30- х гг., в Познание -облик Германии 30-х гг или в Харбине -облик России 1910-х гг.)

3) В Зельву прибыл в 8 часов. Ещё при подъезде к городу над полями возвышался красный шпиль моего заветного костёла, куда я отправился от вокзала.
Население города-7200 человек, из которых 70% белорусы, 23% -поляки. 5% -русские и 2% -евреи.
История города начинается с 1258 года, Согласно Ипатьевской летописи. Началом поселения послужила гора, возвышающаяся над тогдашней окружающей местностью на 20-25 метров.
Первые точные письменные данные о Зельве относятся к 1470 году, когда Михаил Ночович заложил костёл в селе Большая Зельва. Вплоть до 1392 года Зельва была частью Галицко-Волынского княжества, затем уже часть Великого княжества Литовского, когда город часто переходил от одного магната к другому.
В 1 половине XVIIвека владельцами Зельвы стали Сапеги (влиятельный шляхетский род в Литве с века, который унаследовал владения другого княжеского рода Гольшанских (Ольшанских), став пользоваться большим влиянием). Их богатство позволило им получить первенствующее положение после княжеского рода Радзивиллов в Литве. При Сапегах город получил большой расцвет, получив в 1720 году право на торги и ярмарки.
Во 2 половине XVIII века зельвенская ярмарка стала одной из крупнейших в ВКЛ, где торговали в основном лошадьми, куда съезжалось до 5000 купцов из российских губерний, Польши, Швеции, Пруссии, Австрии и Персии (под названием «Аннинская ярмарка»).
В 1792 году произошла битва под Зельвой во время русско-польской войны 1792 года, приведшей в итоге ко 2 раздели Речи Посполитой между Россией и Пруссией.
В 1794 году город стал одним из центров восстания под руководством Тадеуша Костюшко, подавление восстания которого обернулось окончательным 3 разделом Польши между Австрией, Пруссией и Россией.

4) В 1886 году через город проведена железнодорожная линия Барановичи- Белосток.
В 1897 г. По результата Всероссийской переписи населения, число жителей города составляло 2803 человека, из них- 1844- еврея (город часть бывшей черты оседлости, введённой с 1791 года).
По Рижскому договору с 1921 году Зельва входила в состав Польши по итогам советско-польской войны 1920 года (до 1939 года).
Топоним «Зельва» образовался от названия речки Зельвянка. Хотя по мнению издания «энциклопедии археологии и нумизматики Беларуси» название города пошло от возвышавшей горы над городом.
Прикол в том, что я ранее думал, что все разделы Польши проходили только путём встреч дипломатов трёх стран, которые просто под линейку разделывали страну. Оказалось, что разделы были результатами сражений, войн и восстаний опять же.

5) Троицкий костёл- основная цель визита в Зельву. 1910-1913 гг. постройки, памятник неоготического зодчества, выстроен из кирпича. В начале 50- х гг. костёл был закрыт, затем использовался до 1989 года как склад и пункт приёма стеклотары, в Перестройку здание возвращено церкви.
Настоятель костёла – ксёндз Яцек Маркель. Приход насчитывает 1150 католиков.

6) Частный сектор города с холма, на котором был построен первый городской храм в 1470 году. В 1614 году усилиями вышеупомянутого князя Льва Сапеги возведён новый костёл, который был сильно повреждён во время Северной войны. третий костёл был возведён в 1740-1743 гг., разрушен во время ВОВ. Ныне остался лишь фундамент костёла, рядом остатки кладбища, в 2013 году там установлен памятный крест.

7) А это поля вокруг города. В Зельве я пробыл 3 часа, после чего направился к автовокзалу, чтобы добраться до следующего пункта моего путешествия.
В городе обратил внимание на ещё одну деталь. Во дворах довоенных польских домиков во многих местах сохранилась незакатанный под асфальт, хоть и не в идеальном состоянии, мощёный тротуар. Сами улицы покрыты асфальтом, а уже на частной территории- мощёнка.
На автовокзале взял билет где-то за 50 рублей на 24 километровое расстояние. Тут-то я понял, что междугороднее автобусное сообщение дороже поездов. Одна женщина уже у водителя взяла билет до Минска за 400 рублей (расстояние от Зельвы до столицы 233 км).
Мне же уже по дороге одна бабушка сказала, чтобы я попросил остановить возле деревни Елка, рядом с которой расположен храм Святого Михаила (в километре от трассы).

8) Путь к церкви лежал через это небольшое селение, за ним заброшенный спиртзавод, храм находится после колхоза, в коровнике при котором пасутся коровы, и в окружении огромного поля. Из колхоза веет запахом навоза, на одном столбе гнездо аиста, а вдали трактор обрабатывает поле.
Читал в интернете, Что коровник хотели снести, дабы туристов не губить запахом, но колхоз всё ещё там, придавая этому месту какую-то натуральную простоту.

Колокольня 1891 года перед церковью на переднем фоне.

9) Церковь Святого Михаила Архангела (Михайловская церковь), дата основания колеблется между началом XIV-XV веками., православная церковь-крепость, Соединившая в себе европейскую готику и русско-византийскую традицию крестово-купольного храма.
Имеется и своя легенда об основании церкви этой. якобы, когда умер великий литовский князь Ольгерд, он ставил своим наследником сына Ягайло, который стал королём Польши. Ягайло, дабы укрепить собственную власть, попытался убить брата Витовта, но тому удалось спастись. Потом Витовт скрывался в деревнях недалеко от Слонима. Вернувшись в Великое Княжество Литовское, он стал князем, а в благодарность за спасение, он повелел заложить храм. (данная легенда связана с предположением об основании церкви в 1407 году.
Современные историки и историки архитектуры полагают, что храм был построен в начале XVII, возможно, на средства великого гетмана литовского (должность руководителя вооружённый сил в ВКЛ, после создания Речи Посполитой – один из 2 высших военных руководителей наряду с великим гетманом коронным) Константина Острожского (главы православного рода Острогожских, великого гетмана литовского в 1497-1500 гг. и в 1507-1530гг после возвращения в результате побега из плена в Московском царстве).

10) Пара передних башен –восьмигранные, а башни со стороны апсиды (алтарной части)- круглые
Толщина стен в среднем 1.5 метра, по углам- бойницы со смотровыми площадками, бойницами и окошками в отвесных стенах для вертикального обстрела (машикули).
Михайловская церковь в Сынковичах –одна из трёх похожих храмов. Выстроенных в Великом княжестве Литовском до Люблинской унии в 1569 году, объединившей Литву и Королевство Польское. Дабы переломить ход боевых действий в Ливонской войне, положившей впоследствии распространение католичества в Литве. Её сёстры- церковь Рождества Богородицы в Мурованке и Благовещенская церковь в Супрасли (Ныне Польша)

11) Апсида очень красивая, их же на самом деле 3, они соответствуют числу нефов. Они накрыты одной крышей, оттого-то апсида как бы одна.
В 1926 году церковь была филиалом новициата иезуитской миссии в Альбертине (Слоним) и центром греко-католического прихода. Вновь открылась как православная в 1988-1990 гг.

12) Центральная брама (ворота с крестами, 1888-1889 гг.), вход во внутренний двор. После отъезда автобуса с туристами в Минск, я один там остался (только несколько служителей внутри храма). Сидел на скамеечке где-то 40 минут, а вокруг – тишина.

13) По краю территории храма - стенка из дикого камня. Вообще храм отлично вписан в ландшафт.
С левой стороны фасада обожжённым кирпичом выложены кресты, что наводит на параллели с Коложской церковью в Гродно (в плане кладки).

14) Добраться было туда нелегко, но оно того стоило. Зато уже до Слонима (планируемый 3 пункт моего туристического вояжа) пришлось автостопом добираться. А какие были варианты? Ждать следующий автобус 3 часа, идти пешком до Слонима 15км или стопить. Прождав 40 минут, меня подобрал мужик на УАЗике-буханке, отвозивший мигалки в город.
По пути рассказывал деду о том, чем занимаюсь по жизни, говорил о путешествиях как вид моего отдыха. Судя по его комментариям о состоянии многих провинциальных российских городов в пограничных с ЕС западных регионов России, он искреннее не понимал, как можно иметь «высокие зарплаты и грязные города». Его удручал Выборг и Петербург. Мне трудно было найти контпримеры. Но привёл образец чистого российского города в России, как Клинцы (мой родной город в брянской области) и Козельск (в калужской области, который и вовсе на отшибе расположен в стороне от железнодорожных и автомобильных трасс).

Прощальная фотография Сынковичской церкви, где лучше виден один из крестов в стене (слева внизу).

15) Мужичок привёз меня в самое сердце города- на площадь Ленина, где мы с ним и распрощались. Я был голоден и с предыдущего дня, кроме чая и булочки, ничего не вкусил, поэтому отправился в столовую на улице Первомайская. Отличное заведение общепита с очень вкусными варениками с начинкой из вишнёвого варенья. В этой столовой обедали и школьники, и пенсионеры. И простые люди всех возрастов.
Население Слонима на момент 2013 года- 48900 человек. Город упоминается под 1252 годом в Ипатьевской летописи под названием «Услоним», «Васлоним» в значении- «заслон». С середины XIII века город вместе с Зельвой в составе ВКЛ, в 1531 году получено Магдебурское право (Феодальное городское право, Согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена). Магдебургское право сложилось в XIII веке и распространилось в XIII-XVIII вв. в Польше, Великом Княжестве Литовском. Из российских городов Магдебургское право получили Стародуб (Брянская область), Рославль (Смоленская область), Невель (Псковская область) и Дорогобуж (Смоленская область).
Жители городов с Магдебургским правом освобождались от феодальной повинности, от власти воевод и прочих государственных чиновников. Создавался выборный орган самоуправления- магистрат.
С 1586 года Слоним и Зельва –собственность канцлера литовского Льва Сапеги, с чьим именем связан расцвет города. В XVIII веке город переживает 2 расцвет, когда новый владелец города Михаил Казимир Огинский (его годы жизни- с 1729 по 1800 гг., в должности гетмана великого литовского с 1768 по 1783 гг.) построил резиденцию, театр, участвовал в создании канала Огинского, прорытым за его средства, благодаря чему Слоним стал крупный речным портом. Кстати, Михаил Огинский- дядя композитора Михаила Клеофанса Огинского (автора полонеза «Прощание с Родиной», он же «Полонез Огинского»).
В 1795-1797 гг. существовала даже Слонимская губерния. Но, к сожалению, всё это было утрачено в XIX веке с лишением статуса центра губернии. Отменой Николаем I Магдебургского права в 1831 году (в Киеве оно существовало до 1835 года).

На этой фотографии, кусочек Огинского канала (1767-1783 гг.), соединявший бассейны Днепра (река Ясельда) и Немана (Река Щара). Так было проложен водный путь, соединявший Балтику и Чёрное моря. Длина канала-47 км. Строительство обошлось в 12 млн. злотых, которые выделил М. Огинский, проектировал пинский подстароста Матей (Матеуш) Бутримович.

16) Данная водотранспортная система вместе с Августовским каналом являются яркими памятниками гидротехники XVIII-XIX вв.. как самый короткий путь между Балтийским и Чёрным морями.

17) Спасо-Преображенский собор имеет предысторию. В 1635 году на этом месте костёл Божьего тела, в 1650 году рядом с ним католический монастырь. В XIX веке костёл перестраивают в церковь. В 1963 году церковь взорвана, в 2009 году восстановлена в русифицированном облике с сохранёнными барочными костёльные фронтоны, 5 куполов, смещённых к алтарю.

18) Андреевский костёл (1775 год). Храм имеет одну интересную деталь- башни поставлены под углом 45 градусов к фасаду, как бы вывернуты наружу. Это маленькое «подсемейство»виленского барокко.
Статуи изображают апостолов Петра и Павла.
В 1831 году костёл был закрыт после польского восстания 1830 года, в 1925 году, в бытность принадлежности Слонима Польше, фарный костёл отреставрирован по инициативе ксёндза (польский католический служащий) Яна Вебера.
На данный момент, действующий (фарный) приходской костёл.

19) Типичная частная застройка в старой части города

20) Ещё

21) Улица Космонавтов с Андреевским костёлом на заднем фоне

22) Оперная улица

23) Жилой дом 1905 года постройки.
Слоним является родным городом британского предпринимателя Майкла Маркса (при рождении Михаил Маркс), родившегося тут в 1859 году в семье еврейского происхождения, ставшим один из основателей фирмы «Marks and Spenser» (1884 г.), крупнейшего английского производителя одежды. Майкл Маркс был из литваков (носителей литовского диалекта идиша, который был распространён в границах современной Польши, Литвы, Латвии и Беларуси, а также миснагдиш (противников хасидизма). Если для хасидов главным был авторитет личности и их деятельность в качестве лидеров общин, то для миснагидов ценна раввинистическая учёность.
Необходимо рассказать об истории еврейской общины города.
Евреи впервые упоминаются в истории города в 1551 году, когда они были освобождены от уплаты «серебренщины» (налога с еврейских домов и хозяйств).
В XIX веке население города (в 1897 году)составляло 16000 человек, из них -11000 евреев. В начале XX века в Слониме были 2 православные церкви, 2 костёла, мечеть и 7 синагог (до наст. Времени сохранились 2 синагоги. Одна заброшена с сохранившимися фресками, в другой ныне спортзал). Основными занятием еврейской общины города было содержание кормчих заведений (общепита).

24) Здание типографии. Пока снимал этот кусочек города, ко мне сзади подошла женщина, с виду милая тётенька. Она стала расспрашивать любезно о том, кто я, откуда, зачем снимаю это место, лишённое, по её мнению, всякого интересного. Я ей объяснял, что меня интересует польско-еврейское наследие этих мест, сохранившейся в гражданской архитектуре. Потом она снова, как и подвозивший меня мужик, сказала, что в Слониме уютно и спокойно, а «в России, как говорят, грязноватые города». Снова я сослался на примеры чистых и ухоженных российских городов. Потом дама стала жаловаться на свою жизнь. Просила совета, как ей устроиться на работу, затем любезно попросила помочь ей на сумму 200 российских рублей. Почему-то я уже несколько раз встречаю подобные случаи, когда, к примеру, в Таллинне 2 мужика-строителя просили помочь на сумму 300-400 рублей. Просто как-то с детства привык к тому. Что безвозмездно в России могут дать рублей 20-30, поэтому запрашиваемая сумма весьма сильно удивила.

25) Костёл Непорочного зачатия монастыря бернардинок (1664-1670 гг.), фасад которой обращён апсидой к дороге.
Архитектурный стиль-барокко (архитектор И. Оводович), в нынешнем виде построен в 1793 году, в ходе восстановительных работ в результате пожара.
На стене видны красивые цветочные капители.

26) Храм был закрыт, поэтому я смог полюбоваться им только зайдя во дворик и со стороны сарайчиков.

27) В 1764 году к костёлу Непорочного зачатия пристроен монастырский корпус.

28) Очень понравилась эта улочка

29) Отсюда виден всё тот же костёл

30) Здание банка в стиле модерн, 1905 год

31) Округлая площадь Ленина (ранее площадь Сапеги), сейчас там фонтан и уютный скверик. Вокруг него типичная для Гродненщины застройка.

32) Лев Сапеги был владельцем города, создатель 3 Литовского Статута (1588 год)-кодификационного акта с собрания законов и юридическим описанием устройства Великого Княжества Литовского. Статут Сапеги был переведён на русский язык, который действовал на бывших литовских землях до 1840 года (есть мнение, будто именно Статут Сапеги был первой в мире конституцией). Удивило то, что вторая в мире Конституция (фактически Статут ВКЛ) была принята в Речи Посполитой в 1791 году после Конституции США (1787 г.).

33) Необарочный вокзал польской постройки (1922 г.)

В Слониме я бы ещё погулял, но надо было садиться на дизель до Баранович, откуда я спустя 2.5 часа после прибытия уже отправлялся на пассажирском поезде до Гомеля обратно домой.
P/S . Водитель УАЗика рассказал, что город Дзержинск в 30 км западнее Минска служит своеобразной архитектурно-этнографической границей между Польшей и БССР, то есть на запад от него вышеописанный архитектурный фон начинается, а на восток от Дзержинска- более привычные нам формы домиков:)

Зельва (Zelwa) - в эпоху Речи Посполитой местечко Новогрудского воеводства, Волков. повета. В 1766 г. в кагале З. и подчиненных ему местностях - 522 еврея. 3-й кагал находился в ведении Гродненского кагала. В начале 18 в. была введена главная ярмарка в течение 4 недель (с 4 августа). По словам «Dziennik handlowy» 1786 г., она привлекала со второй половины 18 в. купцов из далеких стран, занимая, по мнению посетителей, второе место после Лейпцига. По упразднении организации Литовского ваада в 1764 г. в З. во время ярмарки собирались раввины главных литовск. общин для решения религиозных дел. Когда в 1781 г. в Вильне был объявлен херем против хасидов и отправлены уполномоченные для распространения его по всем общинам, в З., где тогда находились в полном составе гродненск., брестск., пинский и слуцкий раввины, в 1-й день Элула (середина августа) на ярмарочной площади перед раввинами и толпой был прочтен акт отлучения. В 1796 г. борьба против хасидизма возобновилась и в З. снова прибыл в ярмарочное время Израиль Лейбель (см.), найдя здесь, по-видимому, нравственную и материальную поддержку для своих целей. См. Хасидизм. - Ср.: Виленский центр. арх., кн. 3633 (бум. Бершадского); Ваliński-Lipiński, Staroż. Polska, IV2; Дубнов, «История хас. Раскола», «Восх.», 1890, 8 и сл. ("Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона" Россия, Санкт-Петербург 1906-1913 гг.).

Рынок в Зельве. Этих зданий уже нет - на этом месте в самом цетре располагается большой сквер со скульптурами. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1935

Зельва - местечко Волковысского уезда Гродненской губ. В 1847 г. "Зельв. евр. общество" состояло из 846 душ; а уже в 1897 жит. 2.803, из коих евр. 1.844.

Вот как трактует понятие населенного пункта "Местечко" википедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%BE

Зельва - местечко Гродненской губернии, Волковысского уезда, в 21 версте от уездного города, на левом берегу реки Зельвянки. В XVI столетии Зельва принадлежала к числу королевских имений, затем перешла к Сапегам, а в 1863 г. была конфискована. Ярмарка, учрежденная в начале XVII в., долго была главным местом для торговых сделок купцов губерний Гродненской, Виленской и Царства Польского. Ныне она сильно упала, но все еще служит важным рынком для Гродненской и смежных губ., как место сбыта произведений сельского хозяйства. Привоз не превышает 500000 р., продажа - 260000 руб. Жит 1011; првсл. церковь, костел и еврейская синагога (со слов Ф.Шухардта).
ссылка: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0

Здание местного управления в польское время. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1935

3.

2-этажный дом Фердинанда Шухардта. Самое большое сооружение из комплекса зданий Шухардтов в центре Зельвы. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1930, фото Владимира Н.Шухардта

Немного истории: ЗЕЛЬВА, городской посёлок, центр Зельвенского р-на Гродненской обл., на р. Зельвянка. В 132 км к юго-востоку от г. Гродно; железнодорожная станция на линии Волковыск-Барановичи. Населения 7,7 тыс. человек (2006).
Известна с 1470 как село Большая Зельва, принадлежала М.Начевичу. С 1477 известно соседнее поместье Малая Зельва. С 16 в. Большая и Малая Зельва находились в собственности Вишневских, Ильиничей, Заберезинских, Зеновичей, Комаровских и др. С 1-й половины 17 в. владение Сапег. С 1524 Большая Зельва (с 16 в. в источниках просто Зельва) местечко Волковысского повета. В 1643 К.Сапега принимал здесь короля Речи Посполитой Владислава VI. В 1720 Зельве дана привилегия на торги и ярмарки. В 1739 в местечке основана резиденция пиаров. С 1795 в Российской империи, центр волости Волковысского уезда. В 1831 Зельва за участие Сапег в восстании 1830-31 конфискована и передана в казну. С 1921 в составе Польши, с 1939 в БССР, с 1940 городской посёлок, центр района. В 1962-66 в Волковысском р-не.

История Зельвенского района начинается с XII века. Ипатьевская летопись свидетельствует, что на месте сегодняшнего поселка Зельва поселение уже существовало в 1258 году. Началом поселения послужила гора, которая возвышается над местностью на 20-25 метров". Первые письменные сведения о Зельве относятся к 1470г., когда Михаил Ночович заложил в селе Большая Зельва костёл. В период феодальной раздробленности Руси Зельва принадлежала Галицко-Волынскому княжеству, в конце XIII века поместье было во владении Великого княжества Литовского. Зельва часто переходила от одного магната к другому.
В первой половине XVII века её владельцами стали Сапеги. Именно с деятельностью этих князей связан расцвет Зельвы. В 1720г. получено право на торги и ярмарки. Со второй половины XVIII века Зельвенская ярмарка стала одной из крупнейших в Великом княжестве Литовском, где торговали преимущественно лошадьми.Со временем ассортимент товаров раширялся. Купцы приезжали из дальних стран: Украины, российских губерний, Польского царства, Швеции, Дании, Италии, Пруссии, Австрии, Франции и других государств. В последние годы традиции проведения Анненской ярмарки возобновлены.
Кроме Анненских ярмарок развитию Зельвы также способствовало её удачное географическое месторасположение. Она находилась на важном торговом пути Минск-Слоним – Волковыск - Гродно- Белосток. Помимо того, река Зельвянка была в свое время судоходным притоком Немана и преобразовала местечко в видный речной порт. Зельвенская земля неоднократно становилась ареной столкновения враждующих сторон, полем действия повстанцев.
В 1794 году зельвенцы являлись участниками и свидетелями восстания под руководством Т. Костюшки. В 1812 году земли Зельвенщины стали ареной Отечественной войны. В деревне Деречин на кладбище сохранился памятник Герою Отечественной войны 1812г. генералу Ермолаю Ермолаевичу Гамперу.
В 1886 году открыта станция «Зельва» на участке железной дороги Барановичи – Белосток. Работала почта.
Начало XX века ознаменовано революционными действиями. Трудящиеся Зельвенщины принимали участие в социал-демократическом движении 1905-1907гг. В годы Первой мировой войны с 1915 по 1918 гг. территория Зельвы находилась под оккупацией Германии. В конце 1918 года была освобождена Красной Армией. По Рижскому договору с 18 марта 1921 года по 17 сентября 1939 года Зельвенщина входила в состав Польши. В 1940 году был создан Зельвенский район, а городской поселок Зельва стал районным центром.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война прервала созидательный труд жителей района. С первых дней войны на территории Зельвенщины шли упорные бои с фашистами. Жители оказали врагу достойное сопротивление. Первая партизанская группа появилась в марте 1942 года. В Липичанской пуще действовал отряд «Победа», а с декабря 1943 по 12 июля 1944 года бригада «Победа» под руководством Булака Павла Ивановича, жителя деревни Острово. На его могиле установлен гранитный бюст. На алтарь Победы были положены жизни около четырёх тысяч мирных жителей. Не вернулись к родным очагам с фронтов Великой Отечественной войны свыше девятисот уроженцев района.
Святыней посёлка является мемориал погибшим воинам Красной армии и партизанам. В братской могиле захоронено 504 воина, погибшие во время освобождения района в июле 1944 года.
В г.п. Зельва на доме, где жил Герой Советского Союза Жданов Павел Ильич, установлена мемориальная доска. В 2010 году было выявлено, что в братской могиле д. Деречин захоронен Герой Советского Союза уроженец Казахстана Нуржанов Казбек Бейсенович. Затронула жителей Зельвы и война в Афганистане. На местном кладбище в д. Рудевичи находится захоронение погибшего воина-интернационалиста Ляха Владимира Михайловича, имя которого присвоено Мижеричской средней школе. Пропал без вести командир мотострелкового взвода лейтенант Михаил Иванович Бабило, выпускник Голынковской средней школы. О богатой истории Зельвенской земли рассказывают сохранившиеся для потомков 54 памятника истории, 12 памятников архитектуры, 11 – археологии. На сегодняшний день территория Зельвенщины занимает площадь 872 кв. км. Район расположен в южной части Гродненской области и на севере граничит с Мостовским и Дятловским районами, на востоке – со Слонимским, на западе – с Волковысским, на юге – с Пружанским районом Брестской области.
Неповторимый ландшафт создаёт Зельвенское водохранилище – крупнейший водоём в Гродненской области, площадь которого составляет 1190 гектаров и занимает 18-е место по площади в республике. Чашей водоёма служит пойма р. Зельвянка. В значительной степени развито спортивно-любительское рыболовство. Регулярно проходят соревнования по спортивной ловле рыбы. На берегу водохранилища есть база отдыха, рассчитанная на 166 человек. Функционирует детский оздоровительный лагерь «Голубая волна». 18% площади района занимают леса, в которых обитают редкие и исчезающие виды животных и растений. На территории района расположен государственный биологический заказник республиканского значения Медухово, охотничий заказник областного значения Старосельский.

4.


Перед зданием местного управления. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1935

5.


Пожарная команда в Зельве. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1938

6.


Пожарная команда в Зельве. В 1-ом ряду, с дочерью на коленях - Фердинанд Шухардт, комендант части. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: ~1938

7.

Эрика Шухардт-Обламска (Schuchardt-Оbłamska) и Изабела д´Ауштеетен (d´Aystetten), дочь аптекаря. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: 1941

8.

Эрика Шухардт на фоне разрушенного храма. В 1920-30-х годах - "горный" костёл. Распологался на кладбище в восточной части местечка. Из архива Шухардтов
Дата фото съёмки: 1941

9.


Зельва - церковь и Зельвянский православный приход Святой Троицы (1899)
Приходская Троицкая церковь в Зельве, местечке Волковысского уезда, Волковысского благочиния. Церковь каменная с такой же колокольней, в каменной ограде, сооружена в 1815 году средствами князя Сапеги. В ней имеется особенно местно чтимая святая икона Богородицы, именуемая Иверскою-Афонскою Вратарницей, бывшая с давнейшнх времен в былой приписной к Зельвянской и уже не существующей, но существовавшей столетья, церкви в селении Конная, отстоящем от Зельвы в 6 верстах, пользовавшаяся там с давних времен в народе славой за бываемыя от её проявления чудодейственной благодатной силы, писана в строго византийском стиле. Церковь отстоит от Волковыска в 24 верстах.
Прихожан при ней: 2840 мужского пола и 2674 женского, а всех 5514 в 20 селениях: Зельве, Бережках, Бибиках, Бородичах, Вороничах, Горной, Дергелях, Долгополичах, Жерной, Зблянах, Конной, Кремянице, Креслах, Кривоконной, Лавриновичах, Марачах, Талалайках, Тулове, Холстове и Яновщине.
Имеются: приписная Казанская церковь в Бережках, братство с 1878 года, 9 церковных школ: в Бережках, Бородичах - две, Вороничах, Горной, Долгополичах, Морачах, Холстове и Яновщине, с 195 учащихся в них мальчиков и 9 девочек, и 2 народных училища в Зельве и Конной.
Причт состоит из 4 лиц: двух священников и двух псаломщиков, с жалованьем 995 рублей 68 копеек, 79 рублей 31 копейка за отшедшую в казну землю, и % с 1383 рублей 81 копейки, завещанных помещиком Никитой Константиновым на навсегдашнее поминовение Никиты и Елисаветы. Земли церковной в пользований причта всего 67 десятин 1752 сажени. См. Лит. Еп. Вед. 1867 г. №21: 887-913. 1898 года №8: 71-73.
Гродненский православный календарь
Православие в Брестско-Гродненской земле в конце ХІХ века, Том 1
Воронеж, 1899

10.



вот еще несколько ссылок на военные фото:
http://dr-guillotin.livejournal.com/82649.html

12.
Удивительно, но факт. События, результаты которых мы сейчас можем увидеть на немецких фотографиях, описаны. И описаны очень хорошо. Сделал это коренной житель Зельвы Адам Иосифович Данюк. К его воспоминаниям мы еще будем здесь возвращаться, а конкретно этим танкам посвящен небольшой абзац: "Советские войска, находящиеся здесь, вместе с техникой также направились на восток. Поскольку мосты на шоссейной дороге и напротив больницы были взорваны, отступать было некуда, кроме как по железнодорожному мосту. Тяжёлая техника по шпалам моста не проходила. Танки пошли вброд. Многие прошли через речку, а некоторые застряли. Выше по руслу от мельницы ещё в 1942 году стояли в воде четыре танка и один трактор ХТЗ".
Действительно, на фотографиях хорошо видно, что в реке и на берегу стоят несколько танков и один трактор. Слева на фото - танк БТ-7 с оторванной башней. В реке еще три танка. Однако, с количеством боевых машин Адам Иосифович немного ошибся, танков несколько больше.

13.
Танки и другая техника стоят около зельвинской мельницы, местной достопримечательности, построенной еще в XIX веке. Судя по воспоминаниям А.И.Данюка в те времена она была четырехэтажной. В конце улицы 17 Сентября (Млыновая), на реке Зельвянка стоит здание мельницы (отсюда и название - Млыновая). Мельница построена в конце 19 века, здание было 4-этажное. Крыша как и теперь, двухскатная, покрыта оцинкованной жестью. На самом верху из красного кирпича был выложен год постройки. Цифру точно не помню, но в памяти осталось вроде бы 1884-й".

14.
Сейчас мельница перестроена и имеет только три этажа. Однако характерные детали, различимые на старых фотографиях, видны и здесь. Например, первый этаж из булыжника, у которого одна стена не прямая а под наклоном. Или "лопатки" из красного кирпича, которые идут выше второго этажа. Или характерный кирпичный двухцветный орнамент над арками оконных проемов.

15.
Единственная, точно атрибутированная фотография, подпись к которой гласит, что это Зельва в 1941 году. Остальные подписанные фото, дают только направление на Гродек, но не точное место съемки. По всей видимости на фотографии виден конец улицы 17 Октября. А.И.Датюк описывает это место так: "В конце улицы, не доходя 50 м до мельницы, дорога поворачивала вправо и примерно напротив больницы был построен мост на сваях".

16.
Упомянутый мост тоже есть на фотографиях. Несколько раз его упоминает и Адам Иосифович: "На мельницу, крахмальный завод и дальше по прямой, через речку, дорога шла к лесу. Первый мост между мельницей и крахмальным заводом, по-видимому, был на сваях, второй был сооружен на каменных опорах, имел три пролета с деревянными балками и настилом". "В конце улицы, не доходя 50 м до мельницы, дорога поворачивала вправо и примерно напротив больницы был построен мост на сваях. Дальше по прямой через вторую речку был построен второй деревянный мост. Сваи деревянные и ныне видны".

17.
Среди военного имущества, брошенного в реке и около нее, видны даже два полупонтона. По всей видимости, здесь проходили какие-то подразделения одного из понтонно-мостовых батальонов корпуса. В реке стоят три танка - два БТ-7 и один Т-26 с конической башней.

18.
Еще один полупонтон лежит на другом берегу реки. Хорошо видно, что у одного танка взрывом сорвало не только башню, но и крышу башни. На плотине стоит брошенная грузовая машина. Еще одна машина стоит рядом с БТ без башни.

19.
Еще один, пятый танк, хорошо видно на этой фотографии. У него тоже сорвана башня.

20.
Другой ракурс ближнего к реке танка без башни.

21.
Хорошо видно, как заканчивается улица и дорога идет дальше к мосту.

22.
Вид с другого берега реки.

23.
Фото. На заднем плане костел Св.Троицы в Зельве



24.
Современная зельвенская молодежь. М.Байбус.

Расписание поездов и электричек Зельва - Гродно на данный момент включает поездов дальнего следования - 3, электричек (пригородных поездов, дизелей) - 3. Первый поезд отправляется со станции Зельва ночью в 03 ч 46 м и прибывает на конечную станцию в 06 ч 37 м. Последний поезд отправляется со станции Зельва в 19 ч 52 м и прибывает вечером в пункт назначения. В соответствии с расписанием, среднее время в пути от пункта отправления Зельва до пункта прибытия Гродно составляет 2 ч 47 м: cамый быстрый поезд едет 2 ч 23 м, cамый медленный - находится в пути 2 ч 59 м.
Некоторые поезда от станции Зельва до станции Гродно курсируют по отдельным дням(имеют особый график движения).
Поезда, следующие маршрутом Зельва - Гродно проезжают через такие станции и населенные пункты как: Волковыск-Город .
Расписание поездов и электричек по маршруту Зельва - Гродно , показанное здесь, регулярно обновляется и всегда доступны летнее и зимнее расписания.
Купить билеты на поезд Зельва - Гродно можно в кассе ближайшего вокзала или онлайн, а на электричку - только в билетной кассе вокзала.

ЗЕЛЬВА

(февраль, 2008)

О НАЗВАНИИ

Чтобы «сделаться ближе к Европе», можно «притянуть за уши» любой белорусский топоним - но в этом случае мы рискуем обмануть самих себя. Исследуя вопросы происхождения названий белорусских рек, озер и поселений, важно оставаться искренним и нейтральным. Ибо это та тема, которая должна привести к разгадке самой важной тайны - кто он, белорусский народ?..

Археолог из Гродно И.Г. Трусов в докладе на научной историко-краеведческой конференции «Старонкi гiсторыi Зэльвеншчыны» 12 декабря 1998 г. сообщал, что территория Зельвенского района в основном заселялась в раннем железном веке. Об этносе здешних первопоселенцев в данный добалтский период говорят не только данные археологии, но и топонимики. Если название реки Щара еще можно охарактеризовать как балтское (скорее - ятвяжское) от "caras" - "узкий", то название реки Зельва более древнее, данное еще аборигенами. «Зельва» - название финно-угорского происхождения и в переводе обозначает «мутная вода» или «мутная река».

Исследуя древнее слово «зель» (в современной русской и белорусской интерпретации - «золь»), находим, что это коллоидная система, состоящая из мелких капель, жидкости или пузырьков газа. Примерами такой системы являются пены, дымы, туманы.

Дав название здешней реке, финно-угры, по сути, уже тогда, в V–VI вв. до н. э., ответили на вопросы, исследованиями которых ученые вплотную занимались в 1980-е гг., когда было создано Зельвенское водохранилище - то есть реанимирована на отдельном участке река Зельва в том виде, в каком она существовала в раннем железном веке. Проведенные исследования показали, что кроме карбонатов в воде Зельвенского водохранилища также велика доля ионов кальция и магния. По суммарной величине этих ионов определили общую жесткость, степень которой позволила охарактеризовать воду водохранилища как мягкую. Остается заключить, что именно он, показатель мягкости воды, и приводит к образованию пены на поверхности - той самой коллоидной системы, или золи.

ВЛАДЕЛЬЦЫ

(По материалам доклада И.П. Креня на научной конференции «Старонкi ricтopыi Зэльвеншчыны»)

В 1470-х гг. имением Малая Зельва владел Иван Гинейтович. В 1477 г. он основал в этом имении костел. Умирая, владелец завещал Малую Зельву великому князю Казимиру Ягеллончику, который в 1478 г. был отлучен от государственной службы.

В начале XVI в. великий князь Александр Казимирович подарил Малую Зельву Станиславу Яновичу Кежгайле - каштеляну трокскому и старосте жамойтскому.

В первой половине XVI в. имением Малая Зельва владели последовательно друг за другом Иван Вишневский, Юрий Ильинич, Иван Заберезинский, Миколай Зенович.

Позже оно отошло в собственность королевы Боны.

Под 1537 г. в Литовской метрике указано, что Миколай Юрьевич Пац, подкоморий Великого княжества присоединил к своим имениям Ружаны и Мильковщизна следующие имения королевы Боны: Скидель, Зельву, Мосты, Дубну. При этом, имеется в виду село Великая Зельва, расположенное рядом с Малой Зельвой.

В 1550-60 гг. имением Малая Зельва владел Станислав Комаровский, а имением Великая Зельва - Ян Глебович.

В 1568 г. Юрий Ильинич подарил Великую Зельву Миколаю Криштофору Радзивиллу Сиротке (с этого времени слова Великая и Малая из названия города исчезают).

В 1581 г. Радзивилл Сиротка подарил Зельву Язерскому.

В 1631 г. Зельва находилась в собственности старосты мстиславского Иосифа Корсака.

В 1632 г. гетман Великого княжества, староста слонимский, брестский и могилевский Лев Сапега выкупил Зельву у Иосифа Корсака.

В 1633 г. он подарил ее своему сыну Яну Станиславу Сапеге - маршалку Великого княжества.

В 1635 г. Ян Станислав Сапега передал Зельву и примыкающие к ней села брату Казимиру Леопольду, подканцлеру Великого княжества. В 1643 г. Казимир Леопольд принимал в Зельве короля Речи Посполитой Владислава IV.

Казимир Леопольд Сапега не имел наследников. В 1655 г. он передал Зельву и другие свои имения своему крестному Александру Полубинскому - писарю польному литовскому.

Александр Полубинский передал Зельву по завещанию своему сыну Константину Полубинскому, который в 1685 г. в свою очередь передал ее своим сестрам.

В 1686 г. Зельву и Деречин получила сестра Константина Полубинского Изабелла.

В 1687 г. она и ее муж Юрий Сапега продали Зельву Данилке (Доминику) Радзивиллу за 25 тысяч злотых.

Позже, в XVIII в. Зельвой вновь завладели Сапеги. Последние ценили имение и называли «Зельвенским графством». В 1721 г. король позволил проводить в Зельве ежегодную ярмарку , которая потом в продолжении 150 лет считалась самой крупной и знаменитой в Беларуси.

В 1830 г. владельцем имения и местечка. Зельва был Евстафий Сапега. Этот питал такую ненависть к России и царским властям, что в конце концов выехал за границу. В 1831 г. царские власти конфисковали имение и местечко.

Во второй половине XIX в. Зельва была продана немцу Генриху Шухартy, предпринимателю.

АННЕНСКАЯ ЯРМАРКА В ЗЕЛЬВЕ

(По материалам статьи доктора экономических наук И. Козловского в журнале «Неман» № 5 за 1968 г.)

До сих пор на замечательную брошюру польского историка Юзефа Игнатия Крашевского , о котором я упоминал в разделе «Свислочь», у нас лишь ссылаются. Государственные издательства так и не удосужились выпустить эту книжицу на белорусском или русском. Между тем, сведения, представленные в ней об этом городе и его ярмарке, и теперь, через сто пятьдесят лет, вызывают искренний интерес.

Начну с главного, что выделяло данную ярмарку среди остальных, проводившихся в XIX в. в Беларуси: после объединения двух государств и уничтожения таможенных барьеров между ними, уже в начале XIX в. в Беларуси случился промышленный подъем. Нужен был механизм сбыта продукции. И в Зельве этот механизм был найден. По существу, Зельвенская ярмарка сделалась товарной биржей на западе Российской империи.

Ярмарка в Зельве проводилась ежегодно с 25 июля по 25 августа. В лучшие годы ее торговый оборот достигал 2 миллионов рублей. Официальное открытие обычно приходилось на 26 июля, день святой Анны. Поэтому ярмарку официально называли Анненской. После 15 августа торговля на ней начинала сворачиваться.

Ежегодно ярмарку в Зельве посещало около трех тысяч человек. Интересен состав ее участников. К примеру, в 1860 г. 41 процент составляли торговцы и 40 процентов - покупатели. К остальным относились слуги, артисты, музыканты и даже… публичные женщины.

77 процентов привозимых на Зельвенскую ярмарку товаров составляли текстиль, обувь, меха, около 7 процентов - металлические изделия, 5, 5 - бакалея и вина, около 3 - фарфор, фаянс и хрусталь и 1 процент - книги. Отдельной статьей шла торговля лошадьми. В отдельные годы количество проданных лошадей достигало несколько тысяч. То есть, порой за день на ярмарке продавалось по 100 и более лошадей. Хорошие стоили в среднем до 400 рублей. Следует иметь ввиду, что обычные крестьянские сивки да бурки здесь не продавались, потому что основными покупателями на ярмарке были помещики.

Что касается книг, которые попадали на ярмарку, то мерилом их продаж были пуды. Одних только русских книг и эстампов (оттисков с гравюр) продавалось 100 пудов ежегодно. Кроме того, на ярмарку попадали французские и польские книги.

В середине XIX в. в Зельве насчитывалось 163 двора. Самым замечательным каменным домом являлось двухэтажное кафе Гауза, а также обширный каменный гостиный двор с 200-ми лавками, расположенными частью в главном корпусе, а частью в деревянных балаганных пристройках, примыкавших к главному выходу.

Первыми (заранее) на ярмарку в Зельву прибывали московские купцы с длинным караваном бричек, загруженных железом и фаянсом. Впрочем, они прибывали не только из Москвы, но и из других губерний России.

Приезжали купцы из Украины (их еще называли «дубненские купцы»). Эти везли сладости, табак, масло и разные бакалейные товары.

Самыми выгодными товарами на ярмарке в Зельве считались русские товары - лошади, рогатый скот, мыло, свечи, табак, фарфоровая и фаянсовая посуда, бумажные и шерстяные материи. Они были относительно недорогими.

Помимо торговцев, на ярмарку приезжало много ремесленников, которые тут же принимали и выполняли заказы: галантерейщики, оптики, переплетчики, часовщики, позолотчики, резчики по дереву и кости, токари, точильщики (ножей, ножниц), сапожники, портные (к примеру, прямо на дому шили тулупы из овчины), скорняки (упряжь), аптекари. Собирались тут и соперничали друг с другом ростовщики.

На ярмарке широко была представлена деятельность, как мы теперь говорим, «сферы услуг»: открывались специализированные временные трактиры, винницы, пивные и кофейные. Большую известность имело заведение пани Волобрыньской из Слонима. Подвальчик этой пани славился своими напитками. Ее «выборные вина и портер» согревали желудки и головы в Зельне. В основном, в этом подвальчике собирались купцы. После обильных возлияний каждый «мог протрезвиться и отдохнуть».

Большое значение на ярмарке имела игра в рулетку. Появление игорного дома в Зельве еще связывали с запрещением в 1840 г. рулетки в Париже. Российские и польские купцы прозвали ее по-своему - «фортуной». Рулетка привлекала в Зельву огромное количество помещиков, чиновников, любителей острых ощущений. Теперь можно в шутку говорить, что Зельва была своеобразной прародительницей «Лас-Вегаса».

Популярностью пользовалась также «Собачья горка» - так назывался небольшой деревянный павильон, где под музыку нескольких скрипачей до утра шли танцы. Сюда приходили люди разных сословий.

Интересно, что представители Центральной Европы не жаловали ярмарку. Они не принимали степень ее культуры. Здесь собирались, в основном, представители стран Юга и Востока - Италии, Греции, Турции, Персии. Из стран Балканского полуострова, бывших тогда под игом Турции, пригонялись целые табуны лошадей. Впоследствии, а именно в начале XIX в. восточные торговцы посчитали невыгодным этот рынок и отступились от него, перестали приезжать в Зельву.

Впрочем, Зельвенская ярмарка от этого не угасла. Просто, торговцы и производители перестроились. В результате дамасские товары и пестрые кашемирские ткани стали заменяться изделиями из шелка и шерсти отечественного производства; а недостаток необъезженных румелийских жеребцов придал смелость перегонщикам доставлять в Зельву лошадей собственного производства и воспитания.

Конечно, такое сосредоточение людей на целый месяц не могло не содействовать росту культуры местечка. В больших для того времени масштабах шла торговля книжной продукцией. Из Вильно на гастроли приезжал театр. О театре Аннинской ярмарки следует сказать особо. Само здание его имело большой зрительный зал и артистические уборные. В зале отсутствовали ложи. Они были заменены «демократическим» балконом, места в котором мог занять любой желающий. На спектаклях зал, обычно, был переполнен. Собирались купцы, шляхта, приказчики, мещане. Драмы и комедии ставились на польском. Но иногда и на белорусском языке.

Нельзя не сказать и о привилегиях ярмарки. Первая из них заключалась… в праве курения сигарет и трубок «не только в трактирах, но даже на улице, в лавках и в театре». Вторая - в «свободе одеваться так, как хотим». Зельвенская ярмарка долго сохраняла свои позиции первой в Беларуси. Развивались новые экономические отношения, которые постепенно умаляли значение таких открытых купеческих съездов.

АЗБУКА ИСТОРИИ ГОРОДА

(По материалам докладов И.В. Соркиной и О.Э. Проценко на научной конференции «Старонкi ricтopыi Зэльвеншчыны»)

Согласно инвентарных описаний Зельвы за 1830 и 1835 гг., ее планировочную структуру составляли рыночная площадь и 10 улиц . Улицы имели следующие названия: Слонимская, Гродненская, Ружанская, Церковная, Костельная, Базарная, Конский рынок, «над выгоном», «за кофенгаузом», «за пустыми крамами». В 1897 г. упоминаются улица Малиновая и переулки Вокзальный и Огородный .

Все 200 магазинов гостиного двора на рынке открывались только в период ярмарки. Среди каменных строений местечка выделялись: двухэтажный кафенгауз, одноэтажное здание кабака, конфетный магазин и заезжие дома. «При въезде в местечко стояла красивая деревянная православная церковь », а на противоположном конце главной улицы, проходящей мимо базара, на возвышении (кстати, бывшем древнем городище) располагался «деревянный костел ». Невдалеке от гостиного двора «над местечком возвышалась богатая еврейская синагога ». Как видим, все было как во времена славного Великого княжества.

В 1866 г. местный костел в центре города закрыли и передали православной церкви. Кроме здания храма были конфискованы следующие принадлежавшие костелу строения Зельвы: жилой дом (из 4-х комнат, кухни и 2-х наружных сеней, 6-ти оконным чердаком и 2-мя печами - из изразцов и кирпича), погреб (из булыжного камня, крытый соломой), старый дом (о двух крыльцах, состоящий из 7-ми комнат, 3 сеней), дом для батраков (из 4 комнат), амбар, ледник, дом на Костельной площади (богадельня).

В конце XIX в. Зельва являлась центром волости. Тут насчитывалось уже 938 зданий. В начале 1890-х гг. здесь открыли почтовое отделение . На средства волостного управления работало народное училище (в указанный период учителем являлся Ф. Мятельский). Тогда же, в конце XIX в. в Зельве действовало сразу несколько аптек : аптекаря Паноцкого, провизора Шантыры и сельская аптека аптекарского помощника Орлиса. Кроме того, в волости практиковала акушерка Теша Эпштейн и повивальная бабка Мария Бромерская. В самом начале XX в. в Зельве открылась сельская лечебница , где работали лекарь Габриэль Габровский с фельдшером.

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Валентин Дубатов в районной газете «Праца» за 14 ноября 2000 г. сообщает, что, умирая в Деречине, канцлер Александр Михаил Сапега в своем завещании, оформленном в 1793 г., обязал своего сына - генерала артиллерии - Франтишка Сапегу перестроить Зельвенский театр в христианский храм (возможно, в костел).

Еще в начале XVIII в. в Зельве упоминается придворный профессиональный театр, на сцене которого ставились произведения лучших авторов стран Европы. Основа этого здания стала частью нынешней Троицкой церкви города Зельвы. Доказательств тому множество: и интерьеры, не отвечающие требованиям христианского храма, и наличие множества маленьких комнат, скорее подобным гримеркам, за алтарем.

Здание церкви формируют две разные по конструкции постройки. Первая, где размещается колокольня, совсем не похожа на другую, чьи идеальные формы и небольшие окна скорее напоминают средневековую хозяйственную постройку. Эта вторая часть и есть бывшее здание Зельвенского театра.

КОСТЕЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВ. ДЕВЫ МАРИИ

Ныне существующий костел в Зельве считается «новым». Здание «старого» костела располагалось в центре города, около католического кладбища.

А. Петросова в районной книге «Памяць» (2003) сообщает, что су ществующий ныне кирпичный костел в городе Зельве построен в 1913 г. архитектором Юзефом Пивсом Деконским в стиле неоготика. Храм был освящен в честь Пресвятой Троицы («старый» костел в то время был передан православным).

Это трехнефное двухбашенное сооружение. Главный фасад украшают две высокие трехъярусные башни, завершенные шпилями-иглами. Пятигранная апсида и боковые стены укреплены контрфорсами. Накрыт костел высокой изогнутой крышей.

Главное отличие и редкая особенность (единственный пример в Беларуси) костела - оформление входа. Вход представлен в виде открытой галереи с чередой полуциркульных арочек. Внутреннее пространство храма поделено восьмигранными колоннами на три нефа.

После Великой Отечественной войны костел был закрыт, здание использовалось не по назначению. Возвращен верующим в 1989 г.

ГОРОД В 30-е гг. XX в.

(Из воспоминаний А. И. Дашкова)

Адам Иосифович Дашков, старожил Зельвы, в серии статей, опубликованных в районной газете «Праца» в июне-сентябре 2007 г., рассказывает о времени, которое, в какой-то степени, не пропагандировалось у нас и теперь вызывает у истинных гурманов краеведения огромный интерес. Имею ввиду эпоху 30-х гг. XX в. и, естественно, территорию Западной Беларуси.

Зельва тогда называлась местечком и имела всего несколько улиц: Млыновая (17 Сентября), Маршаловская (Советская), Ружанская (Пушкина), Выгонс кая (Октябрьская), Фабричная (Булака), Школьная, Песочная, Замурная (Почтовый переулок).

Млыновская начиналась от Ружанской и тянулась до реки Зельвянки. Это была самая оживленная улица. До Фабричной на ней проживали одни евреи. Дальше, до конца улицы, до речки, было 12 еврейских и 27 крестьянских домов. Торговля промышленными, бытовыми и продовольственными товарами в основном находилась в руках евреев, у них имелись пекарни, напиточные и кондитерские цеха. Земледелием евреи не занимались, но коров держали. Было выгодно. Кагал арендовал землю, пастбищные луга. Все коровы с улицы Млыновой паслись в одном стаде. Пастухами же были местные крестьяне.

Па месте нынешнего сквера располагалось большое П-образное здание. Это был центр частной усадьбы. В здании размещались торговые лавки, ларьки, мастерские, кузница. Рядом располагались колодец и сад. Усадьба принадлежала немцу Шухардту.

Метрах в ста от теперешнего ресторана стоял заезжий дом - добротное деревянное здание.

Далее по улице располагалось деревянное, одноэтажное здание школы-семилетки. В нем занимались с 1 по 4 классы, а с 5 по 7-ой - в здании старой больницы. Час или два в школе отводилось для изучения «закона Божьего». Для обучения католиков приходил ксендз, а православных - батюшка. У евреев имелась своя школа, платная.

В конце Млыновой, на реке Зельвянке до сих пор стоит здание мельницы . Построена она была из кирпича в конце XIX в. Здесь мололи рожь, делали пшеничную муку, высоких и низких сортов крупы. Владельцы закупали зерно у людей, мололи и отправляли вагонами по городам Польши.

Рядом с мельницей через мост располагалось здание крахмального завода . Сюда привозили картофель, который перерабатывали на крахмал. Мост через реку в том месте был сооружен на каменных опорах, имел три пролета и был деревянным, с настилом.

Улица Маршаловская начиналась от Ружанской и тянулась до старого кладбища. На ней проживали, в основном, крестьяне. Улица была широкой и вымощенной. В одном месте она имела площадь, тоже вымощенную булыжником. На этой площади проводились ярмарки, а после Великой Отечественной войны - демонстрации, парады.

На углу Маршаловской и нынешней Академика Жебрака стоял трактир Врублевского. В нем собирались деловые люди, совершали сделки.

В здании нынешней райЦГЭ располагалось местное управление власти: солтыс, писарь, полицианты. Здание полиции находилось отдельно.

В конце улицы шел подъем на католическое кладбище, к старому костелу . Кладбище занимало большую площадь и разделялось канавой на старое и новое . Новое находилось ближе к теперешней больнице. На этом кладбище были и немецкие захоронения со времен Первой мировой войны. Еще одно немецкое кладбище времен Первой мировой располагалось за городом.

Старый костел находился рядом с кладбищем, на самой высокой точке Зельвы. Заложен он был еще в XIX в. Католики так и не достроили его. Строительство завершили православные, установив на нем соответствующие кресты. Не имея своего храма, католики в начале XX в. начали строить новый костел, который действует и поныне. Церковь на горке существовала до Первой мировой войны. Когда пришла польская власть, католики вернули храм и оборудовали его по-своему. Заменили кресты, иконы - однако на потолке и сводах остались лики православных святых, изображения, нанесенные масляными красками. Поскольку в Зельве стало два костела, то этот назвали «горным», а новый - «дольным».

Возле теперешней аллеи к памятнику стоял добротный деревянный дом. В нем размещался суд . Вокруг было много зелени: жасмин, сирень, липы.

Слева от здания суда, ближе к старому костелу, стоял длинный дом , где жили три семьи. Выше, на месте нынешнего памятника размещалось стрельбище - котлован, с трех сторон окруженный насыпями.

Нынешнюю Октябрьскую именовали по-разному: Луговая, Свиная, Выгонская . На ней проживали крестьяне. На месте теперешнего детского сада и школы находился луг. Здесь пасли лошадей, свиней, гусей. Выше были огороды, а за огородами располагалось православное кладбище . Вся пойма реки Зельвянки, от шоссейного моста до памятника, все сенокосные луга принадлежали православной общине.

По улице Ружанской находился и ныне действует молитвенный дом баптистов . Рядом располагалось уже упомянутое православное кладбище, которое закрыли в 1962 г. в связи с появлением нового, за пределами местечка.

Название Фабричная улица неслучайное. На этой улице еврей Бородицкий основал фабрику. Фабрика находилась недалеко от речки, где теперь коттеджи. На ней производилось сукно, покрывала. Между фабрикой и железнодорожным мостом действовал крупный по тем временам лесозавод , оснащенный по всем требованиям того времени. Паровая машина его работала на угле и на древесных отходах. Владельцем тоже был Бородицкий. Кроме того, этот человек владел еще и мельницей. Для транспортировки грузов с базы лесозавода была проложена узкоколейка . Хозяин нанимал людей (крестьян) и их лошади перевозили грузы - тянули вагонетку. В то время лес заготавливали в Беловежской пуще. Сплавляли по Зельвянке до вышеупомянутой базы. Сам Бородицкий жил на Млыновской - в том самом доме, где теперь ветлечебница .

Еще одно предприятие по переработке леса располагалось на месте нынешнего водохранилища. Это предприятие принадлежало Сальмону, тоже еврею. Оно было оснащено 2-мя пилорамами, столярными мастерскими, цехом по изготовлению масла из рапса и льняного семя и машиной для чесания шерсти.

Улица Школьная не изменила своего названия. До войны на ней жили одни евреи. В конце улицы, где нынче Дом Советов, стояли два деревянных здания, в которых размещалась еврейская школа . Невдалеке располагалась синагога. Около синагоги, в том месте, где теперь садик «Золотой ключик», находилось еврейское кладбище . Более богатые евреи ставили на могилах умерших родственников небольшие беседки - будки .

В том месте, где теперь улица Шаповалова, при польской власти было построено здание молокозавода . Молоко принимали от населения. Масло, сметану, сыры - все производили вручную, с помощью примитивных приспособлений и механизмов.

За территорией завода располагался сад еврея Пентелевича . Теперь этот сад на территории гимназии № 1.

автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Опыт путешествий автора Гилл Адриан Антони

2008 17 январяЛауреатом премии имени Юрия Казакова за лучший рассказ 2007 года стала Наталья Ключарева с рассказом «Один год в Раю».5 февраляМемориальная доска Юрию Казакову установлена в Москве на доме № 30 по Арбату, где он жил с 1927 по 1963 год.5 мартаВ Большом зале Оперной

Из книги Содержание журнала "Радиоаматор" с 1993 по 2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Выборы В США 2008 год I. Съезд республиканцевВсем привет. Добро пожаловать в Свиной Глаз, штат Миннесота. Забавное старинное название. Забавный старый городок. Штат Миннесота. На языке индейцев это означает «оденься потеплее». Индейцы сиу говорили: «Мы идем в Свиной Глаз», а

Из книги Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Гродненщина автора Татаринов Юрий Аркадьевич

2008 № 1 Рождественская сказка: "Eлка для адмирала флота"А.Л. Кульскийс. 2Аудио-видеоПоход в "Дом мечты"Н.В. Михеевс. 4Аудио-видеоDVD-рекордерыА.И. Самойловс. 8Аудио-видеоЕще раз о ремонте строчной развертки и замене ТДКСИ.А. Коротковс. 14Аудио-видеоРемонт малогабаритных головных

Из книги Мусульманский календарь на 2015 год автора

ВОЛКОВЫСК или ВОЛОКОВЫСК (февраль, 2008) О НАЗВАНИИ И НЕ ТОЛЬКОС версией названия здешнего города пошли по линии наименьших затрат ума: Волковыск - значит, от слова «волк». Даже памятник волку поставили в центре…Имя здешнего города происходит от названия реки Волковыи. В

Из книги Гороскоп для всей семьи на 2016 год автора Борщ Татьяна

МСТИБОВО или МСТИБОГОВ (февраль, 2008) О НАЗВАНИИ(По материалам доклада С. А. Пивоварчика (Гродно) на научно-практической конференции, проведенной в Волковыске 22 декабря 1995 г.)К расшифровке названия здешнего городка (12 км от Волковыска) следует подходить комплексно,

Из книги Православный календарь на 2015 год автора Хорсанд-Мавроматис Диана Валерьевна

МИР (июнь, 2008) О НАЗВАНИИДоктор филологии, преподаватель Гомельского университета Александр Федорович Рогалев в своей книге «Географические названия в калейдоскопе времен» (2008) сообщает, что поселение Мир возникло в период славянского заселения территории Беларуси.

Из книги автора

2008 Менделизм и философские проблемы современной генетики. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: URSS, 2008. 288 с. Соавтор: Пастушный С.А.Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблем, дискуссии, обобщения. 3-е изд. М.: URSS, 2008. 296 с.Детерминизм и телеология // Философия,

Небольшой городок Зельва разместился на территории Гродненской области на расстоянии 132 км от областного центра на реке Зельвянка . Население поселка соответствует его небольшому размеру – около 7 тысяч человек. Название городского поселка производное от названия реки, которая ранее именовалась Зальвеи. В городском поселке Зельва есть очень интересные места со своей уникальной и неповторимой исторической и культурной окраской. Природа этой местности также не оставит равнодушным ни одного приезжего. Здесь живут очень отзывчивые и доброжелательные люди.

История поселка Зельва

Первый раз упоминание об этом поселке можно найти в летописи от 1258 года, но не буквально о нем, а о населенном пункте, который находился на территории поселка. И, скорей всего, этот пункт находился в южной части городка на возвышенности высотой около 20 метров над остальной территорией. А вот упоминание о Зельве как о селе было датировано 1470 годом и связано с возведением костела. Этот костел построил Михаил Нацавич . В XVII веке на реке Зельвянка существовал речной порт, так как она была судоходной, являясь притоком Немана. Местные жители гордились своим городком и даже называли его «Зельвинским графством» . Во времена Великого княжества Литовского в этом городском поселке на протяжении 130 лет ежегодно проводилась самая крупная ярмарка всего княжества. В городок съезжались купцы из многих стран. В 1940 году Зельва стала поселком городского типа. Во время Великой Отечественной войны эта местность была полностью оккупирована.

Долгое время - до 2013 года - в поселке Зельва работал и процветал маслодельный завод . На самом крупном водоеме района - Зельвенском водохранилище - находится небольшая ГЭС.

Достопримечательности поселка Зельва

Городской поселок Зельва полон красивых и интересных мест. Здесь волшебная природа, чистый воздух и многочисленные исторические архитектурные сооружения. Среди достопримечательностей городка стоит отметить Троицкий костел . Он был построен в 1913 году. Костел хоть и не очень большого размера, но визуально оригинальный и запоминающийся. Увидев его раз, запомнишь навсегда.

Помимо костела, в Зельве есть не менее важная одноименная достопримечательность – Троицкая церковь . Дата её постройки - 1815 год. Оба строения являются памятниками архитектуры и имеют историческую ценность. Обе постройки по-своему неповторимы и примечательны, сложно будет найти аналогичные постройки по всей стране.

На территории поселка Зельва есть старое здание мельницы XIX века . Здание в настоящее время находится в запущенном нерабочем состоянии. Еще одна достаточно старая постройка начала XX века – здание железнодорожной станции .

Побывать в этих краях, безусловно, стоит. Здесь будет очень интересно людям, которых интересуют культурно-исторические места Беларуси.